Previous Entry Share Next Entry
Здоровая культурная реальность
MrHell
hellboy_unfeel

Давеча режиссёр Звягинцев, автор "киношедевра" "Левиафан" выяснил, что художнику совсем не должны платить за то, что он называет себя художником. Оказывается у искусства есть заказчик и именно он даёт оценку результату творческого акта. Своё возмущение он выразил в газете "Коммерсант", напечатав там статью под названием "Дурной сон госзаказа". Над абсурдностью рассуждений автора и убогостью мысли отечественного интеллигента, конечно, можно смеяться. Однако стоит и задуматься, откуда же взялась подобная глупость, которую не стыдно озвучивать на страницах популярных изданий.

На мой взгляд, это, конечно, пережиток советского времени. Если что-то и можно презрительно называть "совком", так это вот такие рассуждения, которые на полном серьёзе позволяет себе наша интеллигенция. Тогда им мешала только цензура, но в капиталистическом обществе действует гораздо более жёсткая финансовая цензура. Советский интеллигент мог годами писать себе в стол собственные рефлексии, будучи уверенным, что зарплату он получит вовремя. Центральные районы Москвы заселялись художниками, поэтами, писателями, музыкантами, которые на досуге собирались на диссидентских кухнях и жаловались друг другу на произвол цензуры, мечтали как хорошо быть свободным художником на Западе. На деле оказалось, что при капитализме действует еще более жёсткая рамка. Капиталисту нужны деньги, и если творчество не пользуется массовым спросом, то никакого финансирования не будет. Государству нужен продукт строго под его заказ. Художник может выбирать: либо идти на поклон к капиталисту, и "творить" для массового зрителя, либо идти к государству и удовлетворять его пожелания. Можно, конечно, еще и сформировать своего зрителя, читателя, слушателя и жить за его счёт, но это уже гораздо сложнее. Тут нужен и талант, и настойчивость, и раскрутка. Собственно этот последний вариант во все времена и был настоящим путём творческого гения.

Вот только отечественный интеллигент, родом из СССР, не может вписаться в рынок. Он требует от государства денег на "тайну творческого процесса". Окружающие должны накормить его, чтобы он излил весь свой яд на общество. Самое интересное, что именно государство до сих пор позволяет существовать такому явлению как "советская интеллигенция". Страна продолжает кормить театры, которые давно превратились в прибежище пошлости и скудоумия. Спонсирует кино, где процветает откровенная чернуха и ненависть к народу. Финансирует выставки современного искусства, чуждые, непонятные, а часто и откровенно агрессивные по отношению к нашей культуре.

В какой-то степени это дань заслугам "советской интеллигенции" в деле разрушения СССР. Современные властьимущие действительно очень многим обязаны Райкиным, Звягинцевым, Ахеджаковым, Хаматовым, Гельманам и прочим "звёздам" перестройки. Но рано или поздно такая халява должна была закончится, и постепенно это время приближается. Приходится вновь выставлять на продажу то, что эта самоназванная "интеллигенция" умеет делать лучше всего: ненависть к своей стране. Вот только теперь государство её будет покупать уже меньше. Благо на неё формируется новый заказчик. Ведь налицо новое охлаждение отношений между Западом и Россией.

И вот мы видим на страницах "Коммерсанта" этот отвратительный и пошлый вопль отечественного интеллигента, адресованный, конечно, в первую очередь нашему правящему классу. "Вы обязаны кормить нас!", - визжит Звягинцев. "Мы хотим продолжать наше паразитическое и безответственное существование!" А по сети разносится ропот точно таких же никчёмных бездарностей, более всего боящихся лишиться своего места у оскудевающей кормушки.

Но рано или поздно этот момент должен был наступить. Паразиты должны уйти в прошлое, а на культурное поле вновь вернутся с одной стороны интеллигенция, обеспечивающая господство правящего класса: Киселёвы, Соловьёвы и подобные им "охранители". С другой стороны вновь должна заявить о себе народная интеллигенция, работающая для народа и ради народа. У них будут свои театры, своё кино, свои книги и картины. И это уже будет совершенно другая культурная картина нашего общества.

Попытка Советского Союза создать свободную творческую интеллигенцию, как авангард для развития рабочего класса, завершилась формированием отдельной привилегированной касты наглых и безответственных лиц. Именно эти двусмысленные и инфантильные "творцы", обрекли народ на деградацию и культурное прозябание. И сегодня они бесятся, когда люди начинают ощущать тягу к настоящему высокому искусству, когда появляются очереди в Третьяковскую галерею, повышаются продажи классической литературы, выходит народный фильм "28 панфиловцев", а против разрушительных тенденций в искусстве возникает стихийный протест. Но такова логика исторического процесса. В культуре действуют те же самые законы, что и во всей остальной нашей жизни. Если хочешь жить искусством, то найди тех, кто в тебе нуждается и твори для них. Либо возьми на себя нелегкий труд "вырастить" своего слушателя и зрителя. А если хочешь творить для себя, лелеять собственный "творческий процесс", то делай это за свой счёт, без воя и истерики.

  • 1
  • 1
?

Log in