Previous Entry Share Next Entry
Как большевики запрещали и разрешали «Новый год» в 20-30-е гг.
аватар
hellboy_unfeel
Оригинал взят у kasanof в Как большевики запрещали и разрешали «Новый год» в 20-30-е гг.

Попросили тут нас, сотрудников архива, помочь местному телеканалу Россия1 в съемках передачи про эволюцию в России празника Нового года. Я сам этой темой никогда не занимался, а тут пришлось изучить и стало очень интересно. История и правда забавная, особенно касательно 10-х – 30-х годов XX в. Попытаемся рассмотреть, как менялось отношение к празднику нового года в этот период времени

*          *            *

1910-е годы : ОТ ЦАРСКОГО ЗАПРЕТА ДО "ЛЕНИНСКОЙ ЕЛКИ".

Как известно, во время Первой мировой войны, в которую Россия вступила в 1914 г., в стране началась антинемецкая кампания. Весной 1915 г. Николай II утвердил «Особый комитет для объединения мероприятий по борьбе с германским засильем», ближе к зиме началась ликвидация немецких колоний в Поволжье, на Южной Украине и Кавказе, а также принудительное переселение колонистов в Сибирь. Плюс к этому можно отменить переименование Санкт-Петербурга в Петроград – явление сугубо символическое. Новый год тогда воспринимался тоже как нечто, привнесенное из Германии.  В канун 1915 г. немецкие военнопленные в госпитале Саратова устроили праздник с традиционной елкой. Пресса назвала это «вопиющим фактом», журналистов поддержали святейший Синод и император Николай II. Вслед за общественным мнением царь назвал традицию Нового года  "вражеской" и категорически запретил ей следовать.

Однако после прихода к власти большевиков в октябре 1917 г. запрет отменили. В Германии, как известно произошла революция и теперь эта страна стала нам ближайшим другом. Судя по всему, в среде самих большевиков единого мнения насчет нового года не было. Как всегда в их рядах нашлись крайние «леваки», которые считали праздник «буржуазным предрассудком», «пережитком досоветского прошлого» и т.д.  С другой стороны, есть свидетельства, что сам Ленин любил новогодние празднества. Взять, к примеру, знаменитые ленинские елки в Сокольниках, которые Владимир Ильич устраивал лично. Несмотря на некоторый идеологизм, писатель Александр Терентьевич Кононов все-таки вполне достоверно описал это событие в рассказе «Ёлка в Сокольниках» http:// http://www.modernlib.ru/books/kononov_aleksandr/elka_v_sokolnikah/read_1/

Кстати, именно по пути на такую елку 6 января 1919 года, когда Ленин ехал из Кремля в Сокольники на первый новогодний детский праздник, машину остановили налетчики известного московского бандита Якова Кошелькова. Буквально выбросили Ильича из машины, приставили револьвер к виску, пошарили по карманам, отняли деньги, документы, "браунинг" (вооруженные охранник Ленина и его личный шофер не сопротивлялись, чтобы не подвергать опасности жизнь вождя). Кошельков не узнал Ленина, о чем потом очень жалел: сказал подельникам, что, если бы взял Ленина в заложники, можно было потребовать в обмен на него выпустить на волю всю «Бутырку». Ленин, пережив стресс, сразу же взял новую машину и прибыл-таки к детям на елку. Шутил, водил хороводы, угощал конфетами, вручил каждому по подарку - по трубе и по барабану. В общем, вел себя как настоящий Дед Мороз.


                                                                                                                                   1920-е.: ГУБЛИТ И ЕГО "КРАСНЫЕ ЕЛКИ"


Однако после смерти В.И. Ленина в 1924 г. позиция правящей партии к Новому году начало меняться.  Как происходила трансформация отношения к Новому году в 20-е годы в Вятке?  Наиболее ярко это можно увидеть на основе архивных фонов Гублита. Этот орган регламентировал  мероприятия, которые происходили в области культуры и просвещения. Так, в 1925 г. среди документов много прошений и просьб разрешить проведение Нового года. К примеру, вот таких:

IMG_0342

В большинстве документов того периода используется термин «Красная елка». Само празднование нового года в середине 1920-х гг. фактически превращалось в предельно регламентированное заседание, разбавленное докладами на актуальные социально-политические темы и художественной самодеятельностью. Конечно, главным мотивом, проходившим через все праздничные программы, была тема отказа от традиционных религиозных праздненст. Вот пример типичного расписания новогодних торжеств из 1925 г., в 1 отделении – доклад «Нужна ли пролетариату религия?», во втором – концертные номера и игры.

IMG_0343

Приведу еще один интересный пример, который позволит понять как проходили новогодние елки в учебных заведениях Вятки. В 1924 г. Гублит разрешил постановку 11 января 1925 г. в одной из школ Вятки детскую оперу «Сон старого года».

IMG_0344

Сценарий и текст оперы сохранился в фонде Гублита, это, конечно, очень интересное чтиво. Противостояние старого и нового года сопрягается с острой классовой борьбой, осуждением буржуазии, призывами вступать в МОПР и развивать сельское хозяйство. Приведу Вам сканы начала и конца оперы, они достаточно яркие чтобы отразить содержание этой детской сказки, поставленной на новогоднем утреннике:

IMG_0345
так начиналась новогодная сказка...

IMG_0355
....а так заканчивалась

1927 г.: НОВЫЙ ГОД КАК ДЕРЗКИЙ БОЛЬШЕВИК


В 1927 г. тональность риторики в отношении праздника Нового года изменилась. Если открыть газету «Вятская правда» за январь 1927 г., то уже в первом номере можно найти несколько статей  и фельетонов направленных против устоявшихся представлений о Новом годе. Самая сильная по смыслу из них помещалась на первой полосе. Там повествовалось о том, что «рабочий класс имеет новое летоисчисление – октябрь 1917 г., свой действительно Новый Год, когда впервые тов. Ленин стал у кормила пролетарского государства». Далее шло повествования о бесконечных проблемах капиталистического мира, внешнеполитических угрозах молодой большевистской стране и перспективах победы коммунизма во всем мире. На второй странице  весьма забавный фельетон, новый год в образе всепроникающего большевика поочередно приходит к врагам СССР и выводит их на чистую воду. Приведу цитату:

«Новый год на приеме у госпожи эмиграции.

Старенькая, поседевшая эмиграция, с явными праздниками неврастении, нетерпеливо ждала его визита. Он вошел торопливо и без доклада:

- Ах, это вы? 1927-й? Ну, наконец-то, вы меня обрадуете новостями! Что там, на родине?       

- О, там каждый день отмечается колоссальными достижениями. Пущен в ход Волховстрой. Начинаются сооружения на Днепрострое. Берутся всерьез за индустриализацию страну.

Госпожа эмиграция забилась в нервной лихорадке и томно попросила – «воды».

IMG_0357
Первая пилоса "Вятской правды" от 1 января 1927 г. Крайняя слева - статья про Новый год


  • 1935 г.: ВОЗВРАЩЕНИЕ ЕЛКИ.

Как уже было указано выше, на рубеже 1926 – 1927 гг. новый год как праздник начал трансформироваться и в итоге все это привело к его запрету на долгих 8 лет. Считается, что реабилитация елки началась с небольшой заметки в газете «Правда», опубликованной 28 декабря 1935 года. Речь шла об инициативе организовать к Новому году детям хорошую елку. Подписал заметку второй секретарь ЦК компартии Украины Постышев. Неожиданно для всех Сталин согласился. Судьбы сложились по-разному. Елки постепенно начали приживаться и с течением времени отмечание Нового года стало в СССР нормой

Интересно, что у «отца» новогодней реформы Постышева судьба сложилась плачевным образом. В конце 30-х гг. его перевели с Украины на пост 1-го секретаря Куйбышевского обкома партии. Прибыв в область, он организовал кампанию арестов и разоблачений и в итоге сам был арестован. 26 февраля 1939 года военной коллегией Верховного суда СССР приговорен к смертной казни и в этот же день расстрелян. Некоторые историки называют Постышева "человеком, который вернул народу елку". Тезис, конечно, спорный. Многие мемуаристы писали, будто Постышев рассказывал, как в детстве с завистью засматривался в окна богачей, где на рождество стояли нарядные елки, светившиеся огнями. Стоял и думал: “Неужели никогда мне не придется побывать у такой елочки?”» . Помня о своем тяжелом детстве, Постышев  и задумал подарить всем детям праздник елки

Однако лично мне наиболее взвешенным и близким к объективному кажется мнение историка Елены Душечкиной, которая вписывала возрождение новогодних елок и традиций в общий курс политики «сталинского традиционализма» середины 1930-х гг. Так или иначе постепенно сформировалась легенда о Поспышеве как о человек, вернувшем советским людям елку и фактически Новый год как праздник. В 1937 г. в СССР прошла первая новогодняя елка, а к середине 1950-х гг. праздник Нового года окончательно сформировался и сейчас сложно представить жизнь населения стран бывшего СССР  без него

459px-Globus-1935-05-Pavel-Postyshev-foto
Павел Петрович Постышев - "отец нового года".

P.S. Отличная статья о Постышеве как об отце Нового года и соответствующем историческом миф http://www.strana-oz.ru/2003/1/legenda-o-cheloveke-podarivshem-elku-sovetskim-detyam#_ftn2


Фото: ГАКО,  Викепиди


  • 1

Предновогоднее

Пользователь dubell_dva сослался на вашу запись в записи «Предновогоднее» в контексте: [...] ным мнением царь назвал традицию Нового года "вражеской" и категорически запретил ей следовать. [...]

Кг'овавый г'ежим...

Пользователь flitched9000 сослался на вашу запись в записи «Кг'овавый г'ежим...» в контексте: [...] м царь назвал традицию Нового года "вражеской" и категорически запретил ей следовать. [...]

Познавательная статья, частично опровергает и объясняет
http://www.rusproject.org/node/1145

Как большевики запрещали и разрешали «Новый год» в 20-30-

Пользователь cobrina сослался на вашу запись в записи «Как большевики запрещали и разрешали «Новый год» в 20-30-е гг. » в контексте: [...] Оригинал взят у в Как большевики запрещали и разрешали «Новый год» в 20-30-е гг. [...]

  • 1
?

Log in

No account? Create an account