Персидские неурядицы
MrHell
hellboy_unfeel

IV век до н.э. известен не только кризисом греческих полисов, но и кризисом внутри огромной Персидской империи. Проявлялся он в виде постоянных восстаний сатрапов отдельных провинций против центральной власти. Ещё в V веке до н.э. персы оценили военные качества греков, теперь же, после Пелопоннесской войны, обнаружилось множество наёмников и известных военачальников, которые не прочь за известную оплату предоставить свои услуги богатым имперцам. Известный поход десяти тысяч был только началом активного участия греков в персидских междоусобицах. В 397 году до н.э. первым из греков во главе персидского флота, собранного против спартанцев, становится афинянин Конон. Во времена Пелопоннесской войны он возглавил флот родного полиса и был виновником поражения в битве при Эгоспотамах. После случившейся катастрофы Конон, опасаясь смертной казни, скрылся в греческих колониях Персии. Но прошло некоторое время, и теперь сам Царь царей доверяет ему ведение войны. Именно благодаря Конону персы в 394 году до н.э. ставят точку на морских притязаниях спартанцев. В битве при Книде он нанёс решительный удар флоту лакедемонян, а затем восстановил персидское влияние в малоазийских колониях греков. Большую роль играли греческие наёмники в войне между Персией и Египетской сатрапией, отложившейся в конце V века до н.э. В неудачном персидском походе 385 года до н.э. выделился афинянин Хабрий, помогавший египтянам подготовить оборону. В 373 году до н.э. греческими наёмниками в составе до 20 тысяч человек уже в персидской армии командовал известный афинский полководец Ификрат. Однако этот поход также закончился неудачей и стратегу пришлось бежать. В 362 году царь Египта Тах сам начал боевые действия против Империи. В его армии действовали порядка 10 тысяч греков, которыми командовал спартанский царь Агесилай, достигший к тому времени 80 лет. Флот египтян возглавил уже известный нам Хабрий. Эта компания оказалась неудачной для Таха, против которого был совершён государственный переворот. Агесилай же запятнал свою репутацию предательством своего нанимателя, перейдя на сторону узурпатора. В 350 году до н.э. фиванцы предоставили персам тысячу воинов во главе с Лакратом; афинский стратег Фокион командовал персидской армией по время экспедиции на Кипр. В 343 году во время похода в Финикию Артаксеркс имел 10 тысяч греческих наёмников, тысячу из Фив, 3 тысячи из Аргоса и 6 тысяч из колоний Малой Азии. Это же войско далее направилось в Египет, где в армии фараона состояли около 20 тысяч греков.

В IV веке до н.э. греки не только уничтожали друг друга в многочисленных междоусобных войнах. Греческие наёмники стали важнейшим фактором во внутренних войнах Персии. Причём речь идёт не только о рядовых наёмных воинах и командующих отрядами. Царь и сатрапы ставили греческих военачальников во главе своих войск, в некоторых случаях даже полностью передавая им командование. Благодаря исключительным боевым качествам, пехота эллинов превратилась в наиболее боеспособную часть персидских войск. Неудивительно, что царские вербовщики часто посещали греческие полисы и всегда очень внимательно относились к конфликтам между эллинами. В то же время начался упадок персидского военного искусства. Среди царей Ахеменидов в тот период не оказалось реформаторов, которые смогли бы изменить плачевное состояние персидской армии. Огромные богатства персов были брошены на вербовку наёмников и использование иностранных военных специалистов. Именно это и стало одной из главных причин последующего крушения всей Империи.


Второй Афинский морской союз
MrHell
hellboy_unfeel


Поражение Афин в Пелопоннесской войне не привело к их окончательному устранению из активной политической жизни Греции. Призыв Фив сравнять город с землёй не был принят прежде всего спартанцами, которые совсем не хотели полного уничтожения этого важного полиса. Однако установление олигархического режима в Афинах не увенчалось успехом. Используя противоречия внутри Пелопоннесского союза, афиняне постепенно обрели независимость и даже начали создавать Морской союз. Благодаря персидской финансовой помощи, в 393 году до н.э. город восстановил свои Длинные стены. С этого времени Афины вновь становятся активным игроком общегреческой жизни. В период противостояния между Фивами и Спартой этот полис был одним из важнейших союзников, которого пытались переманить на свою сторону оба игрока. Однако Афины последовательно вставали на сторону слабейших, чтобы не допустить решающего усиления в Греции только одного полиса. В 378 году до н.э. возникает Второй Афинский морской союз, который, правда, уже не играл такой важной роли, как Первый. В лучшие времена в него входили до 70 полисов. Да и влияние Афин в новом внешнеполитическом образовании было значительно ниже. Кроме того, в этот период среди афинян появляется целая плеяда талантливых военачальников, прославивших имя полиса не только в Греции, но и за её пределами. Ификрат, Тимофей, Хабрий и Фокион внесли огромный вклад в военное возрождение родного города и существенно изменили тактику греческих армий. Так, например, Ификрат предложил такие новшества в вооружение и действия пельтастов (лёгких пехотинцев), что показал их возможность успешно действовать против гоплитов, бывших в то время основой греческого войска. В битве при Лехее, состоявшейся в 391 году до н.э., афинские отряды Ификрата смогли одолеть крупный корпус спартанских тяжёлых пехотинцев. Лёгкие воины издалека наносили удары дротиками и убегали при попытках гоплитов атаковать. Даже появление конницы не помогло спартанцам победить. В результате лакедемоняне были обращены в бегство, потерпев серьёзное поражение.

Упорная и кровопролитная борьба за гегемонию в Греции между Фивами и Спартой закончилась поражением обеих сторон. Остались Афины с их союзниками, однако и этот Союз бы недолговечен. Увидев в слабости основных конкурентов шанс для своего реванша, полис решил изменить свой статус внутри Морского Союза. Но это не встретило понимания теперь уже у бывших союзников. Всего два года продолжалась Союзническая война - с 357 по 355 год до н.э. За это время афиняне потерпели несколько поражений, многие из которых были спровоцированы ссорами между прославленными командующими. Ультиматум со стороны персов окончательно сломил уже значительно подорванный воинский дух Афин.


Олимпийские страсти
MrHell
hellboy_unfeel

Спорт в Древней Греции вырос из военных соревнований, которые проводились в войсках по случаю религиозных праздников и знаковых событий. Ещё Гомер описал состязания ахейцев под стенами Трои. Позднее в Греции были учреждены Олимпийские игры, которые стали регулярно проходить с 776 года до н.э. Постепенно игры в Элидской роще Альтис, посвящённые Зевсу, стали привлекать всё больше и больше греков со всего известного мира. С VII века до н.э. в соревнованиях принимали участие жители малоазиатских, сицилийских, южноитальяских колоний. Значение этих празднеств было столь велико, что даже своё летоисчисление греки вели от порядкового номера Олимпиады. Первоначальный смысл этих соревнований состоял в подготовке воинов для участия в боевых действиях. Соответственно и виды спорта, такие как: бег, гонки колесниц, борьба, прыжки, пятиборье выбирались исходя из тех качеств, которые были необходимы в войне. Однако уже с VI века до н.э. начинается процесс профессионализации спорта. Многочисленные почести, которых удостаивались победители по всей Элладе, заставляли наиболее тщеславных атлетов посвящать всё своё время наращиванию только нужных групп мышц, соблюдать строгий рацион питания и тренировок. Спортивная карьера начиналась с раннего возраста и требовала больших средств. Такие спортсмены постепенно превратились в объект для насмешек. К боевым действиям они также оказались мало приспособленными. Однако победители Олимпиады пользовались чрезвычайными почестями в собственных полисах, где обретали огромный авторитет. Ведь они представляли не только себя, но и свой родной полис. Им ставили статуи, посвящали оды, вручали ценные подарки. Толпы восторженных поклонников следовали за ними.
Read more...Collapse )

Священная война
MrHell
hellboy_unfeel

Фокида - греческая область, располагавшаяся западнее Беотии. На её территории находилось знаменитое Дельфийское святилище Аполлона. Издревле здесь существовал Фокидский союз, объединявший полисы этой области, за исключением Дельф, бывших постоянным камнем раздора. В середине IV века до н.э. управление Дельфами принадлежало амфиктионам. А сам Дельфийский союз находился под контролем фиванцев, бывших в это время гегемонами всей Греции. Фивы стремились к господству над территорией Фокиды, но какое-то время, в связи с борьбой со Спартой, были вынуждены терпеть рядом нейтрально-недружественный Союз. В 356 году до н.э. фиванцы начали политическую атаку на полисы Фокиды. Используя Совет амфиктионов, они обвинили фокидян в святотатстве - использовании священной земли, принадлежащей Аполлону. Осуждённые были приговорены к большому штрафу и, в случае неуплаты, к конфискации имущества. В связи с этим обвинением по всей Фокиде вспыхнуло народное негодование, возглавили которое Филомел и Ономарх, первому были предоставлены права стратега и неограниченные возможности для использования всех ресурсов Союза. Для начала Филомел заручился молчаливой поддержкой Афин и Спарты, затем собрал деньги, в том числе, вложив в мероприятие большие личные средства. С помощью наёмной армии и фокидского ополчения были заняты Дельфы, амфиктионы бежали из города. У знатных жителей были изъяты средства, которые пошли на оплату солдатам.
Read more...Collapse )

Дельфийский союз амфиктионов
MrHell
hellboy_unfeel

Раздробленные на множество племён и общин греки были вынуждены выработать специальную форму "межплеменного" взаимодействия. Таковой стали так называемые религиозно-политические союзы (амфиктионии), наиболее известным из которых был Дельфийский союз амфиктионов. Союзы изначально создавались для совместного справления религиозных праздников. Представители разных племён собирались и проводили необходимую подготовку, устанавливали правила, например, о прекращении войны между членами союза на время проведения религиозных мероприятий. В дальнейшем они определяли правила ведения войн и дипломатических переговоров между сторонами конфликта. Можно сказать, что постановления союза были первыми прообразами зарождающегося международного права. Дельфийская амфиктиония создавалась для отправления религиозного праздника Деметры в Анфеле при входе в ущелье Фермопил. Позднее союз стал отвечать за проведение Пифийских игр и заседать в важнейшем святилище Греции - Дельфийском храме Аполлона, где находился знаменитый оракул. Участниками амфиктионии стали 12 племён центральной и северной Греции, впоследствии каждому племени было выделено по два голоса, чтобы от каждой части разделившегося племени было по одному представителю. Например, у дорийцев было всего два голоса, один подавали представители маленькой общины Дориды, находящейся близ Парнаса, а второй - все проживавшие в Пелопоннесе дорийцы вместе взятые. Таким образом, в союз входили следующие члены: фессалийцы, фокейцы, дельфийцы, беотийцы, фтиотийские ахейцы, магнеты, энианцы, ионийцы, дорийцы, локрийцы. По одному голосу имели малийцы, перребы, долопы и этейцы. Из данного списка видно, что преобладающее количество голосов имели малые племена, что должно было защитить их интересы. Однако результат оказался иной. Союз сам по себе не имел военной силы, его влияние было, в первую очередь, моральным. Защитить слабых своих членов он не мог. Зато его решения могли становиться поводом к войне. Преобладающая в союзе держава имела возможность в решениях амфиктионов получить моральное подтверждение своего права на агрессию, а также поддержку небольших племён по всей Греции. Таким образом, влияние на Дельфийских амфиктионов становилось важнейшим внешнеполитическим фактором при борьбе за гегемонию в Греции. Особую важность этом союзу придавало его управление Дельфами, где находился самый известный греческий оракул, ведь кроме него там находилась сокровищница даров Аполлону. Её столетиями наполняли не только греческие полисы, но и ближайшие державы, такие как Лидийское царство в Малой Азии. Своего рода главный международный банк.

Союз амфиктионов, конечно, не обладал решающим влиянием в Греции. Сильный полис вполне мог нарушать его правила. Впрочем, любая греческая гегемония сопровождалась необходимыми рычагами воздействия на членов союза. Амфиктионы как представители своих племён были вынуждены принимать то решение, что диктовал им сильнейший полис. Но в случае борьбы между несколькими крупными союзами поддержка амфиктионов могла дать решающее моральное преимущество. Именно поэтому так стремились Ясон Ферский и Филипп Македонский к преобладанию в Дельфийском союзе. Ведь выставляя себя защитниками его решений, они могли посылать свои армии в Грецию, например, для защиты какого-то небольшого племени. Препятствие их проходу также могло интерпретироваться как нарушение решения амфиктионов и быть причиной к объявлению "праведной" войны. Что давало право к привлечению многочисленных союзников. Следовательно, Дельфийский союз амфиктионов был важнейшей политической организацией Греции, особенно важной была его роль в IV веке, когда сразу несколько сильных противников пытались добиться здесь своей гегемонии.

Фессалийские тираны
MrHell
hellboy_unfeel

Пока сильнейшие полисы Греции ослабляли друг друга в бесконечных войнах, рядом с ними образовались новые центры силы, которые вступили в борьбу за свою часть влияния. Один из них появился в Фессалии - регионе, находящемся на севере Греции между Македонией и Локридой. Эта область имеет древнюю и богатую историю. В классические времена местные жители считались лучшими кавалеристами во всей Элладе. В первой половине IV века до н.э. здесь начал преобладать полис Феры, который сумел объединить всю Фессалию. Местный тиран Ясон Ферский в период гегемонии Спарты поддержал Фивы и Афины в борьбе против лакедемонян. Использовав удобный момент, он распространил свою власть не только на всю Фессалию, но и на прилегающие территории. В 374 году Ясон провозгласил себя тагом, т.е. верховным вождём всей Фессалии, объединив четыре области, на которые делился этот регион. Тиран открыто заявлял свои права на гегемонию в Греции, обладая крупнейшим войском и распространяя влияние всё дальше от границ Фессалии. Он одним из первых заявил о желании создать общеэллинский союз для борьбы с персидской державой. Зимой 371/370 года до н.э. он принимал участие в подготовке Пифийских игр, пытаясь получить решающий голос в Дельфиской амфиктионии - наиболее крупном и почтенном религиозно-политическом объединении греков. Это позволило бы ему, в том числе, получить контроль над самым известным в Элладе Дельфийским храмом. После битвы при Левктрах, когда Фиванцы одержали крупную победу над Спартой, отношения между Ферским тираном и Фивами стали охладевать. В этот момент, когда для Ясона открывались такие радужные политические перспективы, происходит покушение на него. Семь юношей нападают на тирана во время смотра конницы и убивают его. Их мотивы остаются для нас неизвестными. Вслед за смертью Ясона к власти приходят два его родных брата: Полидор и Полифрон. Однако первый скоро погибает при неясных обстоятельствах. Молва приписывает убийство брату. Возникший вскоре новый заговор во главе с Александром - сыном Полидора, закончился смертью Полифрона.
Read more...Collapse )


Фиванская гегемония
MrHell
hellboy_unfeel

После поражения Афин в Пелопоннесской войне Спарта превращается в греческого гегемона. Однако практически сразу существующему порядку вещей бросает вызов бывший спартанский союзник - город Фивы. Этот беотийский полис сначала просто отказывался участвовать в походах пелопоннесцев, а затем вошёл в открытую конфронтацию с могущественными лакедемонянами, запретив спартанскому царю Агесилаю приносить жертву богам в Авлиде. Далее последовала Коринфская война, которую фиванцы проиграли. Спустя несколько лет, в 382 году до н.э., спартанский военачальник Фойбид совершил вероломное нападение на полис, поставив гарнизон в фиванской крепости Кадмее. В городе был установлен пролакедемонский аристократический режим. Правда, спустя три года демократы совершили государственный переворот и изгнали гарнизон лакедемонян. Начинается новая война, в ходе которой фиванцы наносят Спарте сокрушительный удар. Этот период связан с фигурами двух людей, чьи имена впоследствии были золотыми буквами вписаны в греческую историю. Первым из них был Пелопид, возглавивший освобождение родного города. Этот выходец из богатой аристократической семьи стал вдохновителем и главным организатором демократического переворота. После победы он получил пост беотарха полиса. На этой должности он сумел провести очень важную внешнеполитическую акцию: расторгнуть союз между Спартой и Афинами. Чередуя должности беотарха и командующего "Священным отрядом", Пелопид умело управлял силами фиванцев во время войны. Другим важным политическим деятелем был Эпаминонд. Этот юноша, увлекающийся пифагорейской философией, подружился с Пелопидом со времён битвы при Мантинее, где спас ему жизнь. Эпаминонд был абсолютным бессребреником, чья бедность вошла в легенды. После олигархического переворота он оставался в Фивах, где тайно призывал молодых людей в палестрах тренировать своё тело для подготовки к восстанию. В результате победы демократов он стал одним из лидеров полиса, но беотархом был назначен только в 371 году до н.э. Именно ему принадлежало командование фиванскими войсками во время знаменитой битвы при Левктрах, где окончательно рухнул миф о непобедимости спартанцев. В последующие годы фиванцы перешли к агрессивным военным действиям и начали совершать походы уже непосредственно на Пелопоннес. Всего было совершено четыре похода, в результате чего доминированию спартанцев в Греции пришёл конец. Фиванцы смогли разрушить Пелопоннесский союз, вернули независимость Мессении, основали в Аркадии город Мегалополь, ставший главным противником Спарты на полуострове. Впервые за 500 лет войска фиванцев вторглись на территорию Лаконики и подошли непосредственно к самой Спарте. Также Фивы бросили вызов и Афинскому превосходству на море, построив в 364 году до н.э. свой первый морской флот. Гегемония Фив в Греции продолжалась 9 лет. В 362 году до н.э. около городка Мантинея состоялась последняя битва Беотийской войны между армией Эпаминонда и Агесилая. В этом упорном и кровопролитном сражении Фивы почти одержали победу, однако Эпаминонд, лично возглавлявший колонну беотийцев, получил смертельную рану. Армия, потерявшая полководца, была вынуждена отступить. За два года до этого в битве с Фессалийским тираном Александром Ферским погиб и Пелопид.

В результате долгих войн силы Фив были подорваны. После смерти своих великих лидеров полис перестал претендовать на первое место в Греции, оставаясь одним из центров силы в греческой политике. Короткое возвышение города стало возможным благодаря огромному внутреннему демократическому подъёму, возникшему в результате захвата города спартанцами. Молодые народные лидеры сплотили народ, реорганизовали армию и обучили её, создали с нуля флот. В огромном количестве стычек со спартиатами в первой части войны фиванцы выработали новую тактику и научились успешно бить лучших воинов Эллады. Однако задора хватило ненадолго. Как только ушли из жизни главные вдохновители фиванской гегемонии, полис отказался от своих амбиций, ограничившись лидерством в Беотии. Борьба Фив со Спартой окончательно подкосила силы последней и привела к новой политической ситуации, сложившейся к середине IV века до н.э. Несколько "центров силы" начали следующий этап борьбы между собой. Однако к ним на смену уже спешили новые "игроки", стремившиеся ухватить свою часть Греции и померяться силами со "старыми гегемонами".


Киренаики
MrHell
hellboy_unfeel

Одним из учеников Сократа был Аристипп. Он первым стал учить за деньги и отправлять все заработанные средства Учителю. Однако Сократ вернул назад всё до последней монеты, сказав, что его демон запрещает брать их. В дальнейшем Аристипп отправился в Кирену (греческий полис в северной Африке), откуда он был родом. Здесь философ основал собственную школу. Также часто бывал он в Сиракузах при дворе тирана Дионисия Старшего. Тут он пришёлся очень кстати. Угождая тирану, Аристипп получал от него многочисленные блага. Чем же так понравился Дионисию этот философ? В основе учения Аристиппа было его понимание блага как наслаждения. Он учил, что человек познаёт мир через ощущения, причины которых нам неизвестны. По отношению к богам Аристипп был агностиком. Признавая существование высших существ, он говорил о невозможности получения от них точных знаний. Таким образом, приятные ощущения указывают нам на благо, а боль или неудобство, наоборот, есть признак зла. Но Аристипп не столько стремился к безудержному гедонизму, сколько учился господствовать над своим наслаждением и управлять желаниями. Действительно, Аристиппа часто описывают как человека, неумеренно предающегося наслаждениям, но меньше обращают внимание на то, что он был совершенно равнодушен к богатству. Философ легко расставался с теми средствами, что доставались ему. Он говорил: "Для меня пятьдесят драхм не дороже обола" (в Древней Греции 1 драхма равнялась 6 оболам). В другой раз Аристипп приказал своему рабу выбросить деньги, которые тому тяжело было нести. Оказавшись на разбойничьем корабле, философ без всякого сожаления утопил все свои средства, чтобы не подвергать себя опасности. Таким образом, гедонизм Аристиппа был предельно продуман, со знанием меры и без жалости к деньгам. Учениками Аристиппа были: его дочь Арета, Антипатр Киренский и Эфиоп из Птолемаиды.

Позднее киренаики искали наслаждение не только в чувственных удовольствиях, но и в дружбе, любви, патриотизме, мудрости. Однако впадали они и в другую крайность. Среди них выделяется "философ смерти" Гегесий из Александрии. Он учил, что наслаждение и боль неразрывно связаны. Поэтому при жизни невозможно получить высшее состояние удовольствия, а значит, нужно отказаться от неё, вплоть до самоубийства. Многие слушатели его лекций тут же добровольно заканчивали свою жизнь. Так гедонизм в своей крайности легко превращается из проповеди радости жизнь в учение о благе смерти. В многочисленных анекдотах, сохранившихся со времён античности, Аристипп и Диоген противопоставляются друг другу. Льстивый, корыстный киренаик и прямолинейный аскет киник соревнуются в колкостях по отношению друг к другу. Впрочем, в общественном мнении Аристипп являлся наиболее презираемым философом. Он был предметом насмешек, в отличие от Диогена, за которым народная молва признавала большую мудрость. Философия киренаиков постепенно также превратилась в образ жизни, более известный под названием "гедонизм". Человек, превращающий чувственные наслаждения в предмет высших ценностей, в конце концов отказывается от любой морали, он отрекается от семьи, общества, государства, богов и в итоге от жизни. И хотя киренаики всегда делали оговорку, что не считают себя рабами, на деле же они часто были рабами не только своих удовольствий, но и тех, от кого эти удовольствия зависели.

Киники
MrHell
hellboy_unfeel
Среди учеников Сократа находился юноша по имени Антисфен. Он жил в Пирее и каждый день проходил около восьми километров, чтобы послушать учителя. Антисфен всегда сопровождал Сократа и находился рядом с ним во время смерти. После этого он начал учить сам недалеко от Афин в гимназии Киносарг, что в переводе означает "Зоркий пёс" или "Белая собака". Вся школа Антисфена в результате получила название "Собачья школа", мы же называем её "кинической". Эта этическая школа культивировала среди своих последователей образ жизни Сократа, его твёрдость, выносливость и бесстрашие. Позднее кинизм даже стал восприниматься не как отдельная философская школа, а как образ жизни. Антисфен видел счастье в добродетели, а добродетель достигалась с помощью нескольких слагаемых. Во-первых, аскетизм - максимальное ограничение своих потребностей. Киники зимой и летом ходили в одном грубом плаще, надетом на голое тело, носили с собой посох и небольшую суму - это всё, что им было нужно для жизни. Во-вторых, киники пренебрегали общим образованием, считая, что мудрость состоит не в умении читать, писать или красиво излагать свои мысли, но в возможности различать добро и зло. Но самое важное, к чему они стремились, - это независимость. Человек, который может довольствоваться самой простой одеждой и пищей, отказываться от мирских благ и богатств, отвергает общественные правила и законы, обретает истинную свободу действия и мысли. Он не пресмыкается перед властью, не тратит лучшие годы своей жизни в добыче пропитания. Киник презирает чужое мнение и общественные правила, которыми связаны люди. Однако не была лишена эта школа и своеобразной гордыни. Античный анекдот гласил, будто однажды Антисфен старался выставить напоказ дыру в своём плаще, на что Сократ ему сказал: "Сквозь этот плащ я вижу твоё тщеславие!"
Read more...Collapse )

Метемпсихоз
MrHell
hellboy_unfeel

Мы привыкли воспринимать идею переселения душ (метемпсихоз) как веяние восточных религий. Однако представление о том, что человек на самом деле рождается не единожды,основано на серьёзной европейской традиции, в частности, античной. Одним из первых говорил о возрождении души в новом теле известный философ Пифагор. Он заявлял, будто может вспомнить свои предыдущие воплощения, причем не только в человеческом теле. От Пифагора идея метемпсихоза была воспринята Эмпедоклом, а затем и Платоном. Афинский философ внимательно изучал идеи Пифагора, общался с пифагорейцами и в конце концов принял многие их идеи в своём учении. В известном диалоге "Федон" Сократ, осуждённый на смерть, рассказывает о переходе души в новое тело. Платон считает, что души воспринимают идеи, когда находятся в истинном мире, отделённые от материального тела. Затем в человеческом обличии они только припоминают то, что видели ранее по ту сторону жизни. Влекомая чувственным желанием душа с неба устремляется на землю. Здесь она может обрести философское знание и вернуться на небо чистой, либо погрузиться в мирскую суету, материальные желания и переродиться в животное. От Платона представление о метемпсихозе распространилось по всему греческому и античному миру. Множество известных личностей Греции и Рима разделяли взгляды Пифагора и Платона. Среди них: Эпаминонд, Овидий, Энний и многие многие другие. Вергилий в "Энеиде" рассказывает о встрече главного героя в Элизиуме с душами римских героев, которым ещё предстоит возродиться на земле. Перед рождением душа пьёт воду из Леты, реки забвения, потому забывает всё, что видела и знала ранее. Только после этого она вновь соединяется с телом. Новые христианские представления об однократном рождении души вместе с телом, а потом о её пребывании в ином мире и единственном телесном воскресении, вступили в противоречие с философскими идеями платоников и пифагорейцев. Отцы церкви, получившие прекрасное греческое философское образование, безусловно, были знакомы с трудами Платона и его последователей, а также Плотина и неоплатоников, переживавших в III веке н.э. значительный подъём. Наиболее известный христианский философ Ориген даже сделал допущение о возможности существования души до телесного рождения, впрочем, позднее эти идеи были анафемствованы. Во времена господства христианства идея метемпсихоза была отвергнута. Вновь интерес к ней возник только в Новое время.

В древние времена сознание разделило материальную и духовную составляющую человека. Само это деление ставило вопрос о душе во главу угла как для религиозной, так и для философской мысли. Если тело смертно, то можно ли спасти то, что не является материальным? Попытки положительно ответить на этот вопрос можно назвать "утешением". Человек античности перед смертью брал в руки диалог Платона "Федон", где Сократ рассказывал ему какие блага ожидают душу, вырвавшуюся из своей телесной оболочки. Возвращение на землю и рождение в новом теле рассматривалось как недостаток души, которая вновь должна сделать попытку очиститься от пороков. Те, кто вёл порочную жизнь, зависел от материальных благ, дальше возрождались в телах животных, а затем и растений. Чем меньше в душе духовного, тем более поглощает её материальное начало. Но душа, освободившаяся от всего тленного, уже не отягощается стремлением на землю. Она получает возможность существовать в идеальном мире, созерцая истинное Благо в вечном блаженстве.

?

Log in

No account? Create an account