?

Log in

No account? Create an account
Previous Entry Share Next Entry
Откуда берутся гении? (заметка о Генри Пёрселле)
Red Star
hellboy_unfeel
(без названия)

Вот как так происходит? Живёт живёт человечество и вдруг рождается гений. Он ничем не отличается в повседневной жизни от других людей, но он способен рождать красоту, небывалую до сих пор. Остаётся загадкой появление таких людей. Кто-то выдвигает теории существования особых личностей, получивших от рождения особое благоволение духа, но я считаю такие версии примитивными и неразумными. Это слишком простой ответ на сложный вопрос.

Задачу можно сформулировать так: как раскрывать в человеке его творческое начало? Одна часть ответа на этот вопрос совершенно ясна. Нужно сделать всестороннее образование доступным каждому. Сколько "моцартов" было загублено, не имея возможности прикоснуться в музыкальному инструменту? Сколько "пушкиных" остались неграмотными? Сколько "рембрандтов" не смогли притронуться кистью к холсту?

Но есть еще и другая часть ответа, которая остаётся загадкой для человечества. Ведь тысячи детишек подходят к музыкальным инструментам, но талант обнаруживается у единиц. Миллионы берут в руки шариковую ручку, но среди них только единицы оказываются способными литераторами. Складывается такое ощущение, что в области высокой культуры человечество всё еще находится на стадии естесственного отбора, так и не сумев понять в чем заключается загадка воспитания гениев.

И чем дальше разворачивается история человечества, тем интереснее становятся прецеденты, когда человек смог преодолеть силу социального притяжения и реализовать себя в той или иной сфере.

Долгие годы у меня складываются очень сложные отношения с английской культурой. С одной стороны для меня она выглядит бледно по отношению к русским, немецким, итальянским, французским примерам, но однажды в той или иной сфере я обнаруживаю яркую жемчужину, которая заставляет пересматривать своё отношение к представителям туманного альбиона. Что-то такое произошло на этом острове в XVII веке, не смотря на все беды, которые Англия испытывала тогда: религиозные войны, эпидемии чумы, кровавые революции, социальные бедствия. Однако этот век начался с Уильяма Шекспира и Френсиса Бэкона, а закончился Исааком Ньютоном и Джоном Локком. А еще в XVII веке жил величайший композитор Англии - Генри Пёрселл. По общему мнению он считается основателем и выдающимся гением национального музыкального искусства. Так пишет о нём в своём учебнике по истории западно-европейской музыки Т.Ливанова:

"Пёрселл остался последним великим музыкантом Англии. Он был одинок в искусстве своей страны: рядом не нашлось ни одного «соизмеримого» по значению художника. Он умер очень рано: всего тридцати шести лет. В его мировосприятии было сильно чувство трагического. Думается, что еще при жизни Пёрселла назревала катастрофа: его оригинальное, чудесно одухотворенное искусство было обречено на историческое одиночество, А дальше в духовной культуре Англии, рано и смело вступившей в эпоху Просвещения, поднялись творческие силы, для которых важнее всего было осознать, провозгласить, сформулировать, отстоять, противопоставить — или наглядно показать, проакцентировать, разоблачить, высветить... Художественная литература, публицистика, эстетика, живопись полнее и легче удовлетворяли этим сильнейшим потребностям времени, нежели музыка с ее образной спецификой: ей пришлось отступить. Пёрселл был забыт надолго"

Моя история знакомства с Пёрселлом началась несколько лет назад с его единственной оперы "Дидона и Эней" ("Dido and Aeneas"). Ниже вы можете послушать "Плач Дидоны". Это эмоциональная кульминация данного произведения. "Помни меня", - поёт Дидона, обращаясь к возлюбленному перед своей смертью. Можно посмотреть это великое произведение в исполнении Джесси Норман, одной из лучших исполнительниц на мировой оперной сцене.


А если вам ближе популярная музыка, то ту же композицию советую послушать в исполнении великолепной Аннеке. У неё делако не всё получается реализовать в плане вокала, но эмоциональные краски она передаёт хорошо


Год спустя я услышал музыкальный спектакль "Королева фей". И больше всего запомнил удивительную "Жалобу" из 5 акта. Абсолютным диссонансом вторгается эта ария в праздничную предсвадебную атмосферу спектакля. Простая лирическая вставка в сопровождении солирующей скрипки, является только одним из трагических образов этого произведения, но каждый из них открывает свою грань этого чувства. "О дайте мне плакать" - это роковая непреодолимость, обречённость, воплощённая в жалобном призыве.


Другая трагическая ария Генри Пёрселла из этого произведения до сих пор будоражит сердца исполнителей. Конечно же я говорю о "The Cold Song", которая стала очень популярна в исполнении Клауса Номи. С каждым тактом холод проникает в ваше тело, всё вокруг замирает, приходит зима.


Еще одна композиция, которая стала для меня настоящим открытием это "Sweeter than roses". Впервые я услышал её на каком-то песенном сборнике, а потом переслушивал снова и снова, в разном исполнении, с разными аранжировками. Вот, например, она представляется как образец барокко.


А в вот вариант в духе начала XX века


К чему я это всё? Просто для меня это одна из самых важных загадок человеческой природы. Какие-то внутренние потенции позволили Пёрселлу преодолеть пространство и время. Он давно умер, но мы до сих пор восхищаемся результатами его труда. Пушкин называл это "нерукотворным памятником". А как раскрыть в других людях те же способности? Чтобы каждый из нас стал великим инженером, конструктором, композитором, художником и т.д. Только представьте, как изменился бы мир, если бы мы получили ключик от своего внутреннего "моцарта". Насколько эта задача важнее и амбициознее чем любое из потребительских достижений нашего времени. Лично мне очень хочется, чтобы человечество наконец-то начало ставить перед собой действительно великие задачи. Период исторического тупика рано или поздно должен быть преодолён нами. И если уж говорить об идеологии, как выборе своего пути, то капитализм ставит перед собой задачу создания экономически эффективных людей, а коммунизм ищет пути раскрытия творческого начала в каждом человеке. Лично для меня это стало определяющим фактором при определении своих политических взглядов.

Ну а напоследок добавлю сюда посмертную Оду для Генри Пёрселла, написанную его другом и учителем Джоном Блоу. Удивительно что Пёрселл смог кроме себя обессмертить и произведение, посвящённое его смерти.

promo hellboy_unfeel august 11, 2014 15:19 317
Buy for 10 tokens
В выходные не было времени писать в блог, но некоторые материалы в сети успел прочесть. Наиболее интересным из них считаю вот этот. Очень хороший анализ того, как сетевое патриотическое сообщество постепенно превращается в типичных майданщиков. "Чуждый любого рода рефлексий"(с)…

  • 1
Согласен..
In these delightful pleasant Groves,
Let us Celebrate our happy Love.
Let's Pipe and Dance, and Laugh and Sing,
Thus ev'ry living thing,
Revel in the cheerful Spring.
Вот только "Нужно сделать всестороннее образование доступным каждому" - было в СССР, но с ЕГЭ это , увы, невозможно((

ЕГЭ - это как раз капиталистический подход. Оптимизируем образование, делаем его экономически эффективным. Находим критерии проверки и штампуем школьников, как на фабрике. Образовательная система зависит от целей, которые ставит перед собой общество. С точки зрения капиталистического общества Советская система с её бесплатными музыкальными школами, кружками, секциями есть излишняя трата средств. Человек приравнивается к машине или изделию. А гениальность остаётся на волю случая.

Чем шире сети и уже ячейки, тем более будет хорошей рыбы.. а иначе гении уйдут истопниками в кочегарки. Союз мог себе это позволить. Нынешнюю селекцию наблюдаем на новогодних Огоньках

Согласен с Вами

Кто как, а я приобщился к интересному и абсолютно новому для себя явлению. Пишите чаще, пожалуйста.

Спасибо, постараюсь чаще.

Можно ещё тему Эроса поднять
Пёрселл, Королева Фей
https://youtu.be/2dlYjwxwBs4
Карина Говен

текст анонимного автора по мотивам "Сна в летнюю ночь" Шекспира:

If love's a sweet passion why does it torment?
If a bitter, oh tell me, whence comes my content?
Since I suffer with pleasure, why should I complain,
or grieve at my fate, when I know it's in vain?
Yet so pleasing the pain is so soft as the dart,
That at once it both wounds me and tickles my heart
I press her hand gently, look languishing down,
and by passionate silence I make my love known.
But oh! How I'm blest when so kind she does prove,
by some willing mistake to discover her love.
When in striving to hide, she reveals her flame,
and in our eyes tell each other what neither dares name.

По-моему, данный текст является одним из лучших в английской любовной лирике. Соединение драматургии и мелодики, в которой чувствуется огромное присутствие народной музыки (всё таки Г. Пёрселл ещё творил во времена когда итальянская школа не задавила всё нативное) являют нам гения Генри Пёрселла.

Да, спасибо за дополнение. Можно было бы еще много композиций выложить, я просто выбрал свои самые любимые. Пёрселл очень интересен этой своей самобытностью. К сожалению у него не получилось создать национальную музыкальную школу, как сделал француз Люлли, например. Но он и один хорошо представляет английскую музыку в мире.

  • 1