Previous Entry Share Next Entry
Смысл игры 91 и несколько мыслей по поводу данного выпуска
Red Star
hellboy_unfeel

Новая передача С.Е. Кургиняна «Смысл игры – 91» для меня стала, с одной стороны, подведением некоторого итога предыдущих этапов политической жизни Сергея Ервандовича и движения «Суть времени», с другой - она анонсирует новый цикл исследований текущей политической ситуации в нашей стране. Но об этом мы поговорим позднее, а сейчас хочу сказать несколько слов об этом выпуске.

Движение «Суть времени» стало действительно уникальным явлением в политической жизни не только России, но и всего мира. На сегодняшний день мы видим новую политическую теорию и новую практику, которые, с одной стороны, принимают эстафету многовековой истории коммунистического движения, с другой - вводят в оборот совершенно новые для коммунистического движения элементы. Среди них: использование социологических опросов как орудия политической борьбы, прямой диалог с церковью, поддержка консервативных сил в противовес либеральным в рамках текущей мировой ситуации, создание принципиально нового образовательного процесса внутри движения, и многое другое. У «Сути времени» есть своё лицо, своя идентичность. Кому-то она может не нравиться, но отрицать наличие таковой уже невозможно. Сейчас «Суть времени» можно смело называть авангардом внутри отечественного спектра политических партий и объединений. Пусть и не самым многочисленным на фоне существующих системных партий, но уж точно наиболее амбициозным и активным.

Всё это, безусловно, большое достижение, которое не нужно ни переоценивать, ни недооценивать. Движение уже сыграло свою роль в Новейшей истории России, но выдержит ли оно те нагрузки, под которые создавалось? Об этом пока нельзя говорить однозначно. Можно лишь обратить внимание на вопросы, которые ставит во главу угла лидер движения.


Первая тема, к которой вновь и вновь возвращается С.Е. Кургинян, - это распад СССР и последовавшая за ним катастрофа бытия нашего общества. Сейчас уже можно сказать, что она не стала фатальной. Народ постепенно залечивает свои раны: возрождается связь поколений, моральные табу, патриотизм. Порой это выглядит и неприглядно, неглубоко, необдуманно, но это происходит. Вместе с тем продолжается ресоветизация. Из молчаливого недовольства она переходит в открытые и многочисленные сигналы, исходящие от общества. Люди начинают постепенно осознавать, что они потеряли. И дело тут не в пустых прилавках или неудобствах в сфере услуг, всё это сохраняется и сейчас, принимая другие формы. В первую очередь потеряли образ будущего, единство, ощущение гордости и уникальности своего пути в этом мире. Наш народ не хочет и не может жить по чужим лекалам, мы хотим жить по-своему, согласно нашим представлениям о должном. Мы хотим сами определять свой путь и судьбу.

Другая важная тема, которая обсуждается в видео - это продолжение дискуссии о том, какой должна быть коммунистическая организация. Сам этот вопрос возник не сегодня, он восходит еще к утопическому коммунизму. В своё время Энгельс, в поисках примеров альтернативных социальных общностей, живущих по коммунистическим принципам, сетовал на короткие сроки существования и малочисленность светских коммун на фоне религиозных. С одной стороны, налицо была богатая практика протестантских замкнутых общин, с другой - было сложно что-то предъявить помимо «Новой гармонии» Оуэна. Тогда Энгельс, находясь в рамках антирелигиозного дискурса, не сделал выводов из этих наблюдений. Спустя век после создания и 25 лет после фактического разрушения самой великой в мире коммунистической партии, это наблюдение наконец-то может стать предметом серьёзного обсуждения? Что позволяет религиозным объединениям существовать в течение тысяч лет? Почему чисто светские объединения приходят к своему кризису максимум за 3-4 поколения?

Понятно, что коммунистическая организация не может быть чисто религиозной. Но и только светской такая организация быть уже не может. Да и является ли коммунизм исключительно светским учением? Можем ли мы исключить из него всю культуру и опыт, который адресует к чему-то большему, нежели только научное мышление? А как же гуманизм, жертвенность, восхождение, идеалы, служение? Т.е. всё то, что всегда выделяло коммунистическое движение в XIX и XX веках? Нельзя всю эту богатейшую историю редуцировать до примитивного начётнического марксизма, который никакого отношения не имеет к реальному Марксу. И чем же на самом деле является реальный исторический коммунизм, знамя которого вновь предстоит поднимать уже в XXI веке?


Прикованный Прометей. Иллюстрация из первого тома собрания сочинений К.Маркса и Ф.Энгельса

Будущее за новым типом организаций, считает Сергей Ервандович. Необходимы долгоживущие структуры, которые просто невозможно построить без внимательного и скрупулёзного анализа богатейшего религиозного опыта создания таких организаций. Это церкви, секты, религиозные общины, ордена и т.д. На чём все держится там? Что мы можем заимствовать оттуда и как это сделать? Пожалуй, это одно из самых главных новшеств в интеллектуальном дискурсе «Сути времени». Раз уж организации без метафизики живут недолго, то в чем состоит коммунистическая метафизика? Т.е. какова коммунистическая вера? Почему Маркс отказался от сытой преподавательской жизни и бросился в омут политической борьбы, лишившись и Родины, и экономических перспектив? Почему Ленин сгорел за несколько лет, возрождая разрушенное государство? Почему коммунисты умирали на баррикадах и в тюрьмах? Почему Данко вырвал своё сердце? Пусть недалёкие оппоненты дают свои вульгарные ответы на эти вопросы. Но разве может это помешать нам обсудить их всерьёз?


Данко

Отрадно, что хоть кто-то в коммунистическом движении нашей многострадальной Родины вышел за рамки бесконечной экономической «жвачки» и бессильных интеллектуальных изысков. Нужно строить партию, обучать людей, осмысливать окружающий мир, создавать новые методы реальной политической борьбы, заниматься пропагандой своих идей. «Суть времени» своим существованием показывает пример реализации всего этого. Было бы желание, а возможностей очень много. Сергея Ервандовича нужно внимательно слушать уже только потому, что он на практике доказал состоятельность своей теории, построил крупную коммунистическую организацию, лишённую экономических и карьерных стимулов. А это дорогого стоит.

Вновь и вновь я жду выпусков «Смысла игры», подобных этому. Они позволяют вырваться из плена пустой сетевой болтовни, взглянуть на ситуацию с большей высоты, нежели та, которая представлена за пределами «Сути времени». Пока большинство выясняют «слил Путин или нет», Сергей Ервандович и «Суть времени» обсуждают, что можно и нужно делать сегодня и завтра. Обсуждают как активные субъекты, без пустого мудрствования. С полной ответственностью за свои слова. И это, безусловно, восхищает. Даёт веру в могущество разума перед силами социальной стихии.

Вот лишь некоторые впечатления от данного выпуска. В нём затронуто гораздо больше вопросов, нежели я написал, многое можно обсуждать снова и снова. Уже в скором времени выйдет еще одна передача, которая даст новую пищу для размышлений.


promo hellboy_unfeel august 11, 2014 15:19 317
Buy for 10 tokens
В выходные не было времени писать в блог, но некоторые материалы в сети успел прочесть. Наиболее интересным из них считаю вот этот. Очень хороший анализ того, как сетевое патриотическое сообщество постепенно превращается в типичных майданщиков. "Чуждый любого рода рефлексий"(с)…

  • 1
- было сложно что-то предъявить помимо «Новой гармонии» Оуэна. Тогда Энгельс, находясь в рамках антирелигиозного дискурса, не сделал выводов из этих наблюдений.

Ну почему же не сделал. По Энгельсу, Оуэн, наряду с Сен-Симоном и Фурье, основатели социализма. Марксизм этому дал название - утопический социализм, а названные имена - его представители. "Три источника и три составных части марксизма" Ленина, чай, знаете.

Я не про то. Я про конкретно существующие коммуны, как тип коммунистических организаций в те времена писал, а не про теоретиков. Религиозных коммун было множество, светских всего одна Оуэна, да и та просуществовала не так долго. Я адресуюсь к статье Энгельса «Описание возникших в новейшее время и ещё существующих коммунистических колоний». Тогда коммуны были самыми сплочёнными коммунистическими организациями, их ставили в пример для подражания, правда создавать их всё никак не получалось. Сплочённые рабочие компартии появились уже позднее, но тоже оказались не самыми живучими объединениями.

Здравствуйте! Ваша запись попала в топ-25 популярных записей LiveJournal центрального региона. Подробнее о рейтинге читайте в Справке.

У меня выпуск оставил стойкое ощущение этакого разжеванного, разложенного на удобоваримые для поглощения части - Крика.

Ну вот такое ощущение оставил. С.Е.К. уже буквально кричит сквозь всю свою усталость, что на столе с подпиленными ножками (пусть даже перемотанным изолентой и названным амфибией) океан не переплыть.

Крик - это истерика. А Кургинян - очень умный и прагматичный политик. Не дождутся.

Как угодно, я говорил о своем восприятии. Но, отдавая уж дань точности, я нигде не говорил, что Кургинян кричит. Допуск об истерике вообще Ваш, так, что вы бьете свои же карты )

Крик - это неконтролируемое проявление эмоций) А тут этого нет совсем)

Это вы хорошо сказали. Разжеванный крик... Крик без крика и истерики.
Крик - не как в толпе и ругани, а как крик с высоты: "О-го-го-о-о!! Вставайте, люди русские!!!"

Я не стал бы рассматривать партию, желающую построить коммунизм - с религиозных позиций. Это вообще разные вопросы. Во многих смыслах. Как говорится, "это только гриппом вместе болеют". Религиозная составляющая, на мой, светский взгляд - вещь индивидуальная и интимная. Строительство коммунизма - вещь коллективная и преимущественно публичная.

в чем состоит коммунистическая метафизика?

Да. В чем?)) У вас есть ответ?

Т.е. какова коммунистическая вера?

Ну, здесь все проще. Это вера в возможность и необходимость построения коммунизма.

А вообще рекомендую пересмотреть передачу. В ней сказано неявно много. Надо просто сделать умозаключения из явно сказанного)

Edited at 2015-08-14 04:37 pm (UTC)

из нового услышал то, что компартия СССР была создана как короткоживущая структура так как была лишена метафизики.
А насчет "истерики" то могу зафиксировать, что в этой передаче было больше уверенности в завтрашнем дне, не то что ранее

Уверенность, да, читалась. Но, она такая, фундаментальная, что ли. Смотрелась скорее как идущая от удовлетворенности работой в прошедшей накануне школе высших смыслов (да снималось там, кмк). А вот, что касается "руля и ветрил" РФ, (а именно к персонам этого уровня Сергей Ервандович регулярно апеллирует в стратегической прогностике) - то именно в этом направлении читается его желание достучаться/докричаться "кирпичом ружья не чистят..." (с)

Коммент про кирпичи мой (если автор раскроет). Незалогинившись тиснул.

Блестящий разбор и анализ!

  • 1
?

Log in

No account? Create an account