Previous Entry Share Next Entry
Фукидид
MrHell
hellboy_unfeel

Вторым известным нам историком античности был афинский гражданин Фукидид. Впрочем, его влияние и значение для исторической науки ничуть не меньше, а, может быть, и больше, нежели у Геродота. Будущий великий историк происходил из богатой и влиятельной семьи афинских граждан. Его формирование происходило во времена Перикла, а к началу Пелопоннесской войны он стал известным политическим деятелем. Фукидид даже был избран стратегом и командовал афинской эскадрой у острова Фасос. Правда, именно в это время начался поход Брасида, и будущий историк стал одним из виновников потери Амфиполя. Таким образом, его военная карьера закончилась достаточно быстро. Обвинённый согражданами в измене, Фукидид отправился в изгнание в своё фракийское поместье. Афины потеряли посредственного полководца, но мир приобрёл гениального историка. Находясь в изгнании, наш герой получил возможность вплотную заняться написанием своей "Истории". По словам самого Фукидида, он сразу после начала боевых действий понял важность начавшейся Пелопоннесской войны и решил описать её. В отличие от Геродота, Фукидид повествует о событиях, очевидцем которых сам является. В его работе уже применяется критика источников, он сознательно отбрасывает все басни и слухи, которыми обильно окрашивались происходящие события. Фукидид намеренно жертвует красочностью повествования в пользу максимальной достоверности своей работы. Он не доверяет первому попавшемуся источнику, но разбирается с фактами по многочисленным доходящим до него известиям. Рассказывает он и о тех событиях, в которых сам принимал участие. Например, объясняет причину своей нерасторопности во время событий в Амфиполе. Фукидид, несмотря на своё афинское гражданство, пытается смотреть на события объективно, как грек, но не как гражданин одного из полисов. В этом он видит особую ценность своего труда. Кроме того, он пытается осмысливать происходящее с разных сторон. Для этого служат особые вставки, которые представлены речами главных действующих лиц. Конечно, говорит историк, это не дословная передача сказанного, но именно это, по его мнению, должен был сказать оратор во время описываемых событий. Фукидид заимствует этот приём у Геродота. А впоследствии он перенимается многими историками, таким образом давая им возможность реализовать в художественной форме своё понимание героев. История Фукидида не имеет окончания. Он останавливается на 411 году до н.э., а его работа получает продолжение в поздних исторических произведениях Ксенофонта и Кратиппа.

В своей работе Фукидид даёт новый взгляд на то, какой должна быть история. Он не пытается охватить все сопутствующие вопросы, как это делает Геродот, но фокусируется на самом главном с его точки зрения - на описании происходящих событий. Скромный пересказ предшествующих войне событий заканчивается ссылкой на необходимость критики имеющихся свидетельств. Он с недоверием оценивает историческую точность поэтов и логографов. И вместе с тем утверждает историю в качестве особенного жанра, в рамках которого нужно найти действительные события, отделив их от разного рода мифов, легенд, баек и слухов. А ведь это очень серьёзная заявка для того времени, когда методы добычи и критики информации ещё не были разработаны, а многие известия передавались устно и никак не документировались, а также часто искажались в угоду той или иной стороне конфликта и по политическим причинам. Фукидид ставит своей целью не успех у современников, но создание вечного достояния будущих поколений. Чтобы потомки пользовались его трудом для собственных изысканий о прошлом. Если Геродот видит своей целью увековечивание подвигов своих ближайших предшественников, то Фукидид сохраняет историю современников. И в целом это не самый благодарный труд, ведь Геродот описывал борьбу с варварами, а Фукидид - братоубийственную войну греков друг с другом. Геродот дарит будущим поколениям славные подвиги, а Фукидид - предостережение от ошибок. Страшные жестокости войны, междоусобицы и партийные склоки, военные трагедии и ошибки стратегов - всё находит своё отражение на страницах исторического исследования Фукидида. При этом обращает на себя внимание показательное дистанцирование автора от одной из сторон. Даже собственные действия он описывает от третьего лица. Фукидид делает попытку подняться над собственным временем, вырваться за пределы конфликта своих современников и показать в происходящих событиях грозное предзнаменование будущих катастроф. И, возможно, предотвратить их, даже несмотря на свойство человеческой природы повторять историю в том же или сходном виде.

promo hellboy_unfeel august 11, 2014 15:19 317
Buy for 10 tokens
В выходные не было времени писать в блог, но некоторые материалы в сети успел прочесть. Наиболее интересным из них считаю вот этот. Очень хороший анализ того, как сетевое патриотическое сообщество постепенно превращается в типичных майданщиков. "Чуждый любого рода рефлексий"(с)…

?

Log in

No account? Create an account