Previous Entry Share Next Entry
Лаконофилия
MrHell
hellboy_unfeel

После победы спартанцев в Пелопоннесской войне в Греции происходит важная перемена в общественных настроениях. Демократия проигрывает не только войну, но и симпатии очень многих греков. Например, среди учеников Сократа уже не было сторонников демократического режима. Наоборот, возник огромный интерес к государственному устройству Спарты. Ксенофонта можно назвать наиболее известным спартофилом античности. Этот знаменитый афинянин становится большим другом Спарты. Во всех его трудах хорошо прослеживается это отношение: от "Истории", написанной как продолжение работы Фукидида, до "Лакедемонской политии" и "Агесилая", где порядки аристократического полиса ставятся в пример современникам, а промахи "замыливаются" или даже вовсе не упоминаются. Тут же можно вспомнить политические диалоги Платона, где одним из собеседников афинянина становится спартанец. Платон прямо указывает на превосходство лакедемонских законов перед всеми остальными. Эти и другие авторы в начале IV века до н.э. создали так называемый "Спартанский миф", базирующийся на реальных деяниях спартиатов, но излишне идеализированных. Это была уже идеологическая конструкция, где законодательству Ликурга приписывались наибольшие политические достоинства. Законы Спарты считались образцово-показательными и наиболее благими для человеческого общества. Неудачи Лакедемона списывались на отступление от обычаев предков, законов Ликурга и порчу нравов. Подвиги спартанцев, их боевые качества, общественные добродетели, поведение, скромность быта и лаконичность ставились в пример всей Греции. Эта традиция сохранялась ещё долгое время, в античности слава Спарты уступала разве что Риму. В Новое время она вновь возродилась, например, Жан-Жак Руссо был последовательным лаконофилом. Лидеры Великой Французской революции видели в античной Спарте реальное общественное воплощение "свободы, равенства и братства". Да и до сих пор миф о 300 спартанцах существует в общественном сознании.

Наибольшее распространение лаконофильство в античности получило в среде аристократии, но ею не ограничилось. Политические мыслители с огромным интересом смотрели на успехи Спарты, которые были особенно важны в период разложения древнегреческих полисов. А так как господствовало мнение, что именно законы определяют нравы в обществе, то законодательство Ликурга было предметом особого внимания. Посреди всеобщей борьбы, интриг, предательств, споров, внутренних неурядиц за спартанский образ жизни ухватились как за путеводную нить, внутри которой должен был содержаться ответ на вопрос о том, как спасти общество от распада, защитить себя от внешних угроз, найти наилучшие правила совместного существования. Тогда же возник жанр политической утопии, описывающий воображаемое идеальное общество. Спарта поражала не только своими успехами, но и своей инаковостью. Её пример наглядно показывал насколько пластичным может быть человеческое общество, как его можно изменить и даже спроектировать в соответствии с задумкой человека.

promo hellboy_unfeel august 11, 2014 15:19 317
Buy for 10 tokens
В выходные не было времени писать в блог, но некоторые материалы в сети успел прочесть. Наиболее интересным из них считаю вот этот. Очень хороший анализ того, как сетевое патриотическое сообщество постепенно превращается в типичных майданщиков. "Чуждый любого рода рефлексий"(с)…

  • 1
Здравствуйте.
Здесь ещё можно было бы упомянуть, что современная версия "Спартанского мифа", судя по всему, во многом связана с немецким антиковедением первой половины XX в. Сначала в период Веймарской республики, а затем в связи с новыми веяниями возрождался образ "простого государства" без роскоши и упадка, главным делом которого является само существование государства (ну, и война).
Но не связана ли лаконофилия и с тем, что огромное число сведений дошло через (всё-таки) популярного и любимого народом платоника Плутарха (имею в виду, что образ Спарты из сочинений Плутарха популярнее чем, скажем, этот же образ у Фукидида)? То есть, что в этом мифе мы имеем дело не со Спартой, а с "Законами" и "Государством" Платона. То есть, не является ли это попросту широчайшим следом платонизма? Хотя, как Вы верно заметили, воинственная составляющая Платоном критикуется.

Добрый день. Специально не хотел делать акцент на отношение немецких фашистов к Спарте, чтобы не возникло превратного отношения у читателей. Думаю, что к "Спартанскому мифу" активно приложили руку многие историки, которые были неравнодушны к Спарте в Новое время. Даже две школы возникли, поклонники демократических Афин и аристократической Спарты. Ну и, конечно, в современной политике этот миф используется вовсю.

Что касается Плутарха, то я всё-таки писал про феномен начала IV до н.э., когда этот миф возник. Плутарх писатель поздний, который, конечно, оказал огромное влияние на последующих авторов. И, кстати, именно через Плутарха и его источники к нам пришли совершенно лживые мифы, например, про убийство больных детей. К сожалению нет возможности проследить существование этого мифа в позднее время.

  • 1
?

Log in

No account? Create an account