?

Log in

No account? Create an account
Previous Entry Share Next Entry
Киренаики
MrHell
hellboy_unfeel

Одним из учеников Сократа был Аристипп. Он первым стал учить за деньги и отправлять все заработанные средства Учителю. Однако Сократ вернул назад всё до последней монеты, сказав, что его демон запрещает брать их. В дальнейшем Аристипп отправился в Кирену (греческий полис в северной Африке), откуда он был родом. Здесь философ основал собственную школу. Также часто бывал он в Сиракузах при дворе тирана Дионисия Старшего. Тут он пришёлся очень кстати. Угождая тирану, Аристипп получал от него многочисленные блага. Чем же так понравился Дионисию этот философ? В основе учения Аристиппа было его понимание блага как наслаждения. Он учил, что человек познаёт мир через ощущения, причины которых нам неизвестны. По отношению к богам Аристипп был агностиком. Признавая существование высших существ, он говорил о невозможности получения от них точных знаний. Таким образом, приятные ощущения указывают нам на благо, а боль или неудобство, наоборот, есть признак зла. Но Аристипп не столько стремился к безудержному гедонизму, сколько учился господствовать над своим наслаждением и управлять желаниями. Действительно, Аристиппа часто описывают как человека, неумеренно предающегося наслаждениям, но меньше обращают внимание на то, что он был совершенно равнодушен к богатству. Философ легко расставался с теми средствами, что доставались ему. Он говорил: "Для меня пятьдесят драхм не дороже обола" (в Древней Греции 1 драхма равнялась 6 оболам). В другой раз Аристипп приказал своему рабу выбросить деньги, которые тому тяжело было нести. Оказавшись на разбойничьем корабле, философ без всякого сожаления утопил все свои средства, чтобы не подвергать себя опасности. Таким образом, гедонизм Аристиппа был предельно продуман, со знанием меры и без жалости к деньгам. Учениками Аристиппа были: его дочь Арета, Антипатр Киренский и Эфиоп из Птолемаиды.

Позднее киренаики искали наслаждение не только в чувственных удовольствиях, но и в дружбе, любви, патриотизме, мудрости. Однако впадали они и в другую крайность. Среди них выделяется "философ смерти" Гегесий из Александрии. Он учил, что наслаждение и боль неразрывно связаны. Поэтому при жизни невозможно получить высшее состояние удовольствия, а значит, нужно отказаться от неё, вплоть до самоубийства. Многие слушатели его лекций тут же добровольно заканчивали свою жизнь. Так гедонизм в своей крайности легко превращается из проповеди радости жизнь в учение о благе смерти. В многочисленных анекдотах, сохранившихся со времён античности, Аристипп и Диоген противопоставляются друг другу. Льстивый, корыстный киренаик и прямолинейный аскет киник соревнуются в колкостях по отношению друг к другу. Впрочем, в общественном мнении Аристипп являлся наиболее презираемым философом. Он был предметом насмешек, в отличие от Диогена, за которым народная молва признавала большую мудрость. Философия киренаиков постепенно также превратилась в образ жизни, более известный под названием "гедонизм". Человек, превращающий чувственные наслаждения в предмет высших ценностей, в конце концов отказывается от любой морали, он отрекается от семьи, общества, государства, богов и в итоге от жизни. И хотя киренаики всегда делали оговорку, что не считают себя рабами, на деле же они часто были рабами не только своих удовольствий, но и тех, от кого эти удовольствия зависели.

promo hellboy_unfeel august 11, 2014 15:19 317
Buy for 10 tokens
В выходные не было времени писать в блог, но некоторые материалы в сети успел прочесть. Наиболее интересным из них считаю вот этот. Очень хороший анализ того, как сетевое патриотическое сообщество постепенно превращается в типичных майданщиков. "Чуждый любого рода рефлексий"(с)…