Previous Entry Share Next Entry
Олимпийские страсти
MrHell
hellboy_unfeel

Спорт в Древней Греции вырос из военных соревнований, которые проводились в войсках по случаю религиозных праздников и знаковых событий. Ещё Гомер описал состязания ахейцев под стенами Трои. Позднее в Греции были учреждены Олимпийские игры, которые стали регулярно проходить с 776 года до н.э. Постепенно игры в Элидской роще Альтис, посвящённые Зевсу, стали привлекать всё больше и больше греков со всего известного мира. С VII века до н.э. в соревнованиях принимали участие жители малоазиатских, сицилийских, южноитальяских колоний. Значение этих празднеств было столь велико, что даже своё летоисчисление греки вели от порядкового номера Олимпиады. Первоначальный смысл этих соревнований состоял в подготовке воинов для участия в боевых действиях. Соответственно и виды спорта, такие как: бег, гонки колесниц, борьба, прыжки, пятиборье выбирались исходя из тех качеств, которые были необходимы в войне. Однако уже с VI века до н.э. начинается процесс профессионализации спорта. Многочисленные почести, которых удостаивались победители по всей Элладе, заставляли наиболее тщеславных атлетов посвящать всё своё время наращиванию только нужных групп мышц, соблюдать строгий рацион питания и тренировок. Спортивная карьера начиналась с раннего возраста и требовала больших средств. Такие спортсмены постепенно превратились в объект для насмешек. К боевым действиям они также оказались мало приспособленными. Однако победители Олимпиады пользовались чрезвычайными почестями в собственных полисах, где обретали огромный авторитет. Ведь они представляли не только себя, но и свой родной полис. Им ставили статуи, посвящали оды, вручали ценные подарки. Толпы восторженных поклонников следовали за ними.

Организацией и проведением Олимпийских игр занимались жители Элиды на Пелопоннесе, где находился известный Храм Зевса. В связи с этим они пользовались особыми правами, которые пытались использовать, в том числе, и в политических целях. В 420 году до н.э., когда на Пелопоннесе образовался антиспартанский союз, элейцы не допустили лакедемонян в святилище для принесения жертв, а без этого те не могли принять участия в играх. Спор произошёл из-за установки спартанского гарнизона в Лепрее, который элейцы считали частью своего союза, и нападения на крепость Фирк. Пользуясь тем, что эти действия произошли во время олимпийского перемирия, элейцы назначили провинившимся крупный денежный штраф. Спартанцы отвергали обвинения, указывая, что в момент отправки гоплитов перемирие ещё не было объявлено. Элейцы готовы были допустить к соревнованиям лакедемонян, если они вернут захваченные территории, но те не согласились. Отказались послы Спарты и публично обещать выплату назначенного штрафа. В результате игры прошли в атмосфере страха: тысячи воинов-элейцев и их союзников охраняли праздничные мероприятия, опасаясь возмездия спартиатов. Однако те промолчали. Ничего не последовало даже после публичного оскорбления Лихаса - спартанского гражданина, чья колесница выиграла гонку, но не получила награды. Пытавшийся протестовать престарелый спартиат был избит охраной. Позднее лакедемоняне были вынуждены выплатить и назначенный штраф. Однако ситуация на этом не была исчерпана. Уже после окончания Пелопоннесской войны, в 402 году до н.э., спартанский царь Агис отправляется в храм Зевса, чтобы принести там жертву. Но элейцы не допускают его в святилище. Униженный царь вынужден вернуться восвояси. Этого спартанские граждане уже не выдержали. В Элиду было отправлено посольство, которое озвучило требование дать автономию всем зависимым от Элиды городам. Элейцы ответили, что имеют право на эти территории, так как это военная добыча. Поход против Элиды возглавил царь Агис, но в первый раз он закончился неудачно: произошло землетрясение, что было воспринято как плохое предзнаменование. Правда, в скором времени состоялся ещё один поход. По пути к войскам Агиса присоединялись многочисленные союзники, в том числе отложившиеся от элейцев. Достигнув Олимпии, царь совершил должное жертвоприношение в храме Зевса, а затем направился к городу, предавая всё огню. Богатейшая область, привыкшая к мирной жизни, была разрушена. Спартанцы захватили множество скота и рабов. Они разрушали постройки и вырубали деревья на своём пути. Услышав о богатой добыче, к грабежу присоединились аркадяне и ахейцы. Сам город спартанцы так и не взяли, хотя он был не укреплён. С богатой добычей войско вернулось домой. Вскоре в Спарту прибыли послы из Элиды, он готовы были принять требования эфоров. Им пришлось освободить все города, подчинённые ранее, а также срыть все собственные укрепления. Но заведование храмом было оставлено элейцам, как и право проведения Олимпийских игр.

На самом раннем этапе развития спорт был неотделим от войны и религии. Спортивные игры не ограничивались Олимпийскими. Существовали ещё Пифийские игры в Дельфах, Истмийские игры в Коринфе и Немейские игры в Немее. Причём эти празднества возникли в VI веке до н.э., т.е. позднее Олимпийских. Все они проходили поблизости от известных храмов и были посвящены каждые своим богам. По изначальной задумке в спорте не могло быть корысти. Всё, на что мог рассчитывать участник, - это лавровый венок за победу в Дельфах и оливковый в Олимпии. Выигравшие Немейские и Истмийские игры получали венки из дикого сельдерея и сосновых веток. Ну и, конечно, победитель окружался славой и почётом со стороны греков. Наибольшего расцвета Олимпийские празднества достигли в VI-V веках до н.э. Затем их значение стало снижаться. Наиболее славные годы для Олимпиады соответствуют времени, когда достигали своего пика противоречия между многочисленными греческими полисами. В спорте соперничество между ними продолжалось, а на примере запрета спартанцам участвовать в Олимпийских играх проявилось использование последних в политической борьбе. После завоевания Греции римлянами в празднествах смогли принять участие и граждане Вечного города, однако к этому времени профессиональный спорт уже мало волновал Элладу. Новые задачи и огромный мир, открывшийся грекам для освоения в период эллинизма и Римской империи, позволили направить бурлящую внутреннюю энергию этого народа к новым историческим свершениям.


promo hellboy_unfeel august 11, 2014 15:19 317
Buy for 10 tokens
В выходные не было времени писать в блог, но некоторые материалы в сети успел прочесть. Наиболее интересным из них считаю вот этот. Очень хороший анализ того, как сетевое патриотическое сообщество постепенно превращается в типичных майданщиков. "Чуждый любого рода рефлексий"(с)…

?

Log in

No account? Create an account