Previous Entry Share Next Entry
Энгельс. Молодые годы.
Red Star
hellboy_unfeel

Признаться честно, изначальной моей задумкой было проследить только эволюцию взглядов Маркса, оставив за скобками работы его товарища Фридриха Энгельса. Не получилось. Маркса действительно нельзя понять без влияния его друга. Работы Маркса и Энгельса часто переплетаются между собой, дополняют друг друга. Мыслим ли "Капитал" без "Положения рабочего класса в Англии"? Конечно, нет. Но насколько сильно это влияние? Кто и что привнёс в общую марксистскую теорию? Уже при беглом знакомстве начинаешь понимать, что Энгельс не был простым популяризатором Маркса, он вносил очень серьёзный вклад в совместную работу. Здесь я планирую проследить жизненный путь Фридриха Энгельса до его встречи с Марксом в 1844 году.

Итак, Фридрих Энгельс родился 28 ноября 1820 года в городе Бармен (Рейнская провинция Пруссии) в семье преуспевающего фабриканта. Поступает в гимназию в 1834 году. Рос он в очень строгой религиозной атмосфере, однако был очень любознательным и активным мальчиком. Каким был его характер можно узнать, например, из письма его отца Фридриха Энгельса-старшего:

"Фридрих принес на прошлой неделе посредственные оценки. Внешне он, как ты знаешь, стал благовоспитаннее, но несмотря на прежние строгие взыскания, он, кажется, даже из страха перед наказанием не хочет научиться беспрекословному повиновению. Так, я, к моему огорчению, опять нашел сегодня в его секретере мерзкую книгу из библиотеки, рыцарский роман из жизни тринадцатого столетия. Поразительна беззаботность, с которой он оставляет в своем шкафу подобные книги. Да сохранит господь его душу, мне часто страшно за этого в общем-то превосходного мальчика".

Уже в 1837 он вынужден оставить обучение для работы на фабрике отца, а год спустя едет в Бремен проходить практику в крупной торговой фирме.

Впрочем, отсутствие аттестата об образовании ничуть не вредило его развитию. Энгельс был очень любознательным человеком: увлекался немецкой литературой, проявлял недюжинный талант в изучении языков. Так, в одном из писем сестре в 1839 году (будучи 19-летним) он шутливо говорил, что понимает 25 языков! Правда это или нет - неизвестно, однако одно из сохранившихся писем того времени содержит предложения сразу на 9 языках.

Также как и Маркс, Энгельс активно занимался поэзией, переводил стихи. Сохранились целые поэмы, написанные им. Впрочем, сам он относился к своему творчеству с большой долей иронии.

"С каждым днем я все более отчаиваюсь в своей поэзии и ее творческой силе, особенно с тех пор, как прочел у Гёте обе статьи «Молодым поэтам», в которых я обрисован так верно, как это только возможно; из них мне стало ясно, что мое рифмоплетство не имеет никакой цены для искусства; но тем не менее я буду и впредь продолжать заниматься рифмачеством, ибо это — «приятное дополнение», как выражается Гёте, а иное стихотворение тисну в какой-нибудь журнал, потому что так делают другие молодцы, которые такие же, если не большие, чем я, ослы, и потому также, что этим я не подниму и не понижу уровня немецкой литературы".

А вот, например, отрывок из его стихотворения "На изобретение книгопечатания":

И вижу я, что шар земной отныне
Не жалкая планета, где царят
Война и зависть в яростной гордыне.
Исчадья зла, они навек исчезли,
Как прекращается ужасный мор,
Как черная чума уходит, если
Суровый Аквилон подует с гор.
Все люди равными отныне стали,
Распался гнет губительных оков;
Ликующие клики прозвучали:
Тиранов нет, нет более рабов!
Любовь и мир на всей земле настали,
Любовь и мир вдыхает все вокруг,
«Любовь и мир!» — гремят раскатом дали.
А в небе бог, на троне золотом,
Простер свой скипетр вниз, благословляя, -
Да радость и веселье спидут в мир,
Как в древние века,
Потоком мощным землю затопляя.

Ранние письма и статьи Энгельса оставляют о нём очень положительное впечатление. Чрезвычайно любознательный, экстравертный, с превосходным чувством юмора. Кроме уже описанных увлечений, интересовался музыкой, любил ходить в оперу, рисовать. Даже сам пробовал сочинять мелодии, о чем и сообщал в письмах родным. Вот так он пишет сестре Марии 11 марта 1841 года о своих впечатлениях после прослушивания 5 симфонии Бетховена:

"Вот это симфония была вчера вечером! Если ты не знаешь этой великолепной вещи, то ты в своей жизни вообще еще ничего не слышала. Эта полная отчаяния скорбь в первой части, эта элегическая грусть, эта нежная жалоба любви в адажио и эта мощная юная радость свободы, выраженная звучанием тромбонов, в третьей и четвертой частях!"

Уже работая в Бремене, он начинает увлекаться философией, младогегельянцами. Особенно большое впечатление производит на него работа Штрауса "Жизнь Иисуса", которая описывает жизнь Христа с научной точки зрения. Надо понимать какое влияние оказывает на него эта атеистическая книга, какое сомнение царило в его душе. Сохранилось несколько его писем к бывшему товарищу по гимназии Фридриху Греберу, который выбрал для себя путь церковнослужителя:

"Моя религия была и есть тихий, блаженный мир, и я буду доволен, если он у меня останется и за гробом. У меня нет никаких оснований поверить, что бог отнимет его у меня. Религиозное убеждение — это дело сердца, и оно связано с догматом лишь постольку, поскольку чувство противоречит последнему или нет. <...> У меня выступают слезы на глазах, когда я пишу это, я весь охвачен волнением, но я чувствую, что не погибну; я вернусь к богу, к которому стремится все мое сердце. И здесь тоже свидетельство святого духа, за это я жизнью ручаюсь, хотя бы в библии десять тысяч раз стояло обратное. И не обманывайся, Фриц; при всей твоей уверенности, наступит неожиданно час сомнений, и тогда решение твоего сердца будет часто зависеть от малейшего случая. — Но я из опыта знаю, что догматическая вера не имеет никакого влияния на внутренний мир".

"Тебе, конечно, приятно в твоей вере, как в теплой постели, и ты не знаешь борьбы, которую нам приходится проделать, когда мы, люди, должны решить, воистину ли бог есть бог или нет; ты не знаешь тяжести того бремени, которое начинаешь чувствовать с первым сомнением, бремени старой веры, когда нужно принять решение: за или против, носить его или стряхнуть; но я тебя еще раз предупреждаю, что ты вовсе не так застрахован от сомнений, как ты воображаешь, и не будь ослепленным по отношению к сомневающимся, ты еще сам можешь оказаться одним из них, и тогда ты тоже будешь требовать справедливости. Религия — дело сердца, и у кого есть сердце, тот может быть благочестивым; но у кого благочестие коренится в рассудке или даже в разуме, у того его вовсе нет. Древо религии растет из сердца и покрывает своей сенью всего человека и добывает себе пищу из дыхания разума; догматы же — это его плоды, несущие в себе благороднейшую кровь сердца; что сверх того, то от лукавого. Таково учение Шлейермахера, и на нем я стою".

Таким образом, уже в возрасте 18 лет начинают формироваться революционно-демократические взгляды Энгельса. Позднее, во время военной службы в Берлине (1841 год) они только укрепляются. В столице Пруссии Энгельс начинает устанавливать отношения с младогегельянцами во время посещений вольнослушателем лекций в Берлинском университете. Здесь он знакомится с братьями Бауэрами, Ф.Кёппеном и другими. Берлинский университет и сложившаяся в нём прогрессивная философская группа оказала значительное влияние как на Маркса, так и на Энгельса. Происходило это примерно в одно и тоже время.

Продолжение следует...


promo hellboy_unfeel august 11, 2014 15:19 317
Buy for 10 tokens
В выходные не было времени писать в блог, но некоторые материалы в сети успел прочесть. Наиболее интересным из них считаю вот этот. Очень хороший анализ того, как сетевое патриотическое сообщество постепенно превращается в типичных майданщиков. "Чуждый любого рода рефлексий"(с)…

?

Log in

No account? Create an account