?

Log in

No account? Create an account
Previous Entry Share Next Entry
Встреча
Red Star
hellboy_unfeel

Встреча Маркса и Энгельса в 1844 году стала началом их дружбы и сотрудничества. Она оказалась закономерным результатом всего их предыдущего жизненного пути. Но для наших целей необходимо зафиксировать: в чём была их общность к этому времени, а чем они различались.

Оба они ещё очень молоды: Карлу Марксу 26 лет, Фридриху Энгельсу - 23 года. Родились в Рейнской области на Западе Пруссии. Маркс уже женат, Энгельс - только вернулся из Англии, где провёл два года. Маркс - из еврейской семьи, по необходимости принявшей протестантизм; родственники Энгельса - немцы, крайне религиозные люди. Но оба они разными путями приходят к общему мировоззрению. Можно отметить увлечение каждого из них поэзией и вообще искусством. Маркс производит впечатление горячего, вдумчивого, целеустремлённого мыслителя. Энгельс - прекрасный публицист, очень наблюдательный. Его статьи структурированы, легко усваиваются. Энгельс очень активен по жизни, обладает прекрасным чувством юмора, не выносит любой несправедливости.

Взгляды их формировали практически одни и те же работы. Гегель и гегельянцы, Фейербах, Прудон, далее социалисты. Оба связаны с Берлинским кружком младогегельянцев, с которым сотрудничали практически в одно и тоже время. Маркс более устремлён к философии, имеет докторскую степень. Энгельс по большей части вынужден работать в конторе, много читает, самостоятельно учится. Их роднит любознательность и идеализм, вера в гуманизм. Интерес к рабочим движениям возникает независимо друг от друга.

Их встреча произошла в Париже, где Маркс находился в достаточно радикальной среде. Среди его знакомых были: Бакунин, Толстой, Боткин, Леру, Блан, Гейне, Прудон и другие социалисты. Здесь он активно общается с представителями французских и немецких рабочих комитетов. После публикации Марксом ряда статей, въезд в Пруссию ему запрещён. Журнал "Deutsch-Franzosische Jahrbucher" в связи с материальными затруднениями и трудностью распространения закрывается. Происходит идеологический разрыв с А. Руге. Маркс активно занимается изучение политэкономии. Приходит он к этому философским путём, осознав, что одна только политическая критика совершенно недостаточна.

Энгельс заканчивает свою работу в Манчестере и направляется на родину в Бармен к своей семье. В Париже он остаётся всего несколько дней. Его взгляды в целом уже сложились. Долгое общение в среде английских чартистов также возбуждает в нём большой интерес к политэкономии, но это скорее протест против использования данной науки в качестве обоснования несправедливостей по отношению к рабочему классу.

Судьба Маркса уже неразрывно связана с коммунистической идеей. Энгельс хоть и проникнут коммунистическими мыслями, но ещё не до конца определился со своим будущим. Оба уже являются яркими самобытными публицистами. Крупных работ у них пока нет, но материал у каждого уже готов. Следующие два труда ещё нельзя назвать результатом их общего сотрудничества несмотря на то, что Энгельс является соавтором "Святого семейства".

Философия Маркса к этому времени уже достаточно глубока и самобытна, "Философско-экономические рукописи" показываю нам это очень наглядно. Сложно сказать обсуждал ли Маркс этот вопрос с Энгельсом. Безусловно, тот знал, что "Критика политической экономии" готовится. Однако о философской части данной работы вполне возможно был не осведомлён, либо обсуждал это достаточно поверхностно. Их короткая встреча навряд ли позволила поднять все вопросы, а переписка в последующие полгода была совсем не велика.

За осень и зиму 1844-1845 года Маркс написал "Святое семейство, или критика критической критики против Бруно Бауэра и компании", Энгельс подвёл черту под изучением жизни английских рабочих в книге "Положение рабочего класса в Англии". Я предпочитаю рассматривать эти труды ещё в качестве отдельных произведений, так как писались они фактически без активного обмена мнениями. Можно сказать, что их обоюдное влияние было ещё минимальным.

Продолжение следует...


promo hellboy_unfeel august 11, 2014 15:19 317
Buy for 10 tokens
В выходные не было времени писать в блог, но некоторые материалы в сети успел прочесть. Наиболее интересным из них считаю вот этот. Очень хороший анализ того, как сетевое патриотическое сообщество постепенно превращается в типичных майданщиков. "Чуждый любого рода рефлексий"(с)…