Previous Entry Share Next Entry
Маркс и Энгельс 1847 год
Red Star
hellboy_unfeel

В начале 1847 года Карл Маркс пишет свою очень известную работу "Нищета философии", которая посвящена полемике с Прудоном. Энгельс в Париже продолжает критику Грюна в статье "Истинные социалисты". К этому времени ИС уже разделились на несколько школ, действующих в разных частях Пруссии.

Набирает обороты и позитивная деятельность. В апреле Энгельс пишет статью "Конституционный вопрос в Германии", которую позднее предполагается издать в качестве брошюры. К сожалению, она была опубликована только в 1929 году, но заслуживает того, чтобы быть отмеченной отдельно. Статья представляет собой полноценный классовый анализ немецкого общества того времени. Какие классы существуют, в чём состоят их интересы, готовы ли они участвовать в борьбе? В частности, он выделяет следующие классы: дворянство, буржуазия, мелкая буржуазия, крестьянство, неимущие классы (включая пролетариат). В результате формулируется такой вывод:

"Дворянство находится в слишком большом упадке, мелкие буржуа и крестьяне по всему их жизненному положению слишком слабы, рабочие еще далеко не достаточно зрелы, чтобы иметь возможность выступить в качестве господствующего класса в Германии. Остается только буржуазия".

Таким образом, только буржуазия в тот момент обладала возможностями к победе в классовой борьбе. А это значит что:

"Возможен только один путь. Один класс должен стать достаточно сильным, чтобы поставить возвышение всей нации в зависимость от своего возвышения, развитие интересов всех других классов — в зависимость от прогресса и развития своих интересов. Интерес этого одного класса должен для данного момента стать национальным интересом, сам этот класс должен стать для данного момента представителем нации".
...
"Буржуазия — единственный класс в Германии, который приобщил к своим интересам и объединил под своим знаменем, по крайней мере, большую часть землевладельцев, предпринимателей, мелких буржуа, крестьян, рабочих и даже некоторую часть дворянства".

Итак, буржуазия должна победить в Германии. Мало того, такая победа становится для неё вопросом выживания в современном мире. Но именно после такой победы будет возможно начало реальной борьбы растущего рабочего класса против буржуазии, результатом которой должна стать победа пролетариата. Т.е. в борьбе дворянства против капиталистов коммунисты должны поддержать вторых, но только лишь для того, чтобы получить новые возможности политической борьбы и в конечном итоге нанести поражении самой буржуазии.

Данная статья содержит пример того, каким должен быть настоящий классовый анализ общества. Это не попытка притянуть желаемое к действительному, а честное определение текущей ситуации и выбор той стратегии, которая является наиболее предпочтительной. Классовый анализ теряет свою практическую силу, если сталкивается с иллюзиями субъекта. Фридрих Энгельс в данном случае предельно честен, он не строит воздушных замков, но ищет те возможности, которые дадут наиболее полезный для всего дела результат.

К лету набирает обороты политическая деятельность. Начинаются активные контакты с "Союзом справедливых" - организацией немецких коммунистов, политических эмигрантов. В июне на первом конгрессе принимается решение о его реформе и переименовании в "Союз коммунистов". Из него были исключены активные сторонники Вейтлинга и "истинных социалистов". Также меняется его девиз с "Все люди братья" на "Пролетарии всех стран, соединяйтесь!". В августе в Брюсселе создаётся "Немецкое рабочее общество", призванное вести образовательную деятельность среди рабочих. В сентябре появляется Демократическая ассоциация, которая должна была объединить в своих рядах представителей различных демократических движений. Не обходилось это всё без интриг со стороны различных товарищей, однако везде вверх одерживали Маркс, как представитель Бельгийских коммунистов, и Энгельс - со стороны Парижских общин. Они уже обладали достаточно высоким авторитетом в этой среде, к слову, не очень многочисленной. Брюссельская эмигрантская газета «Deutsche-Brusseler-Zeitung» также фактически переходит под контроль Маркса.

В это время речь идёт уже о создании некоторых документов, которые должны будут сформулировать: что собой представляют коммунисты, чего они хотят. Лондонский комитет Союза Коммунистов (Шеппер, Бауэр, Молль) разрабатывают проект "Коммунистического катехизиса", который кратко отвечает на часто задаваемые вопросы о том: кто такие коммунисты и чего они хотят. Однако он ещё носил следы утопического социализма, поэтому Энгельс переработал его в "Принципы коммунизма". Но и такая форма в конечном итоге не устраивает авторов. Тогда было принято решение написать "Манифест коммунистической партии", за который и принимаются совместно Маркс и Энгельс.

На втором конгрессе Союза коммунистов было принято решение изменить первую статью устава. Ранее она гласила: "Целью союза является раскрепощение человечества путем распространения теории общности имущества и возможно скорейшего ее практического претворения в жизнь". 2-й конгресс принял решение изменить формулировку на: "Целью Союза является: свержение буржуазии, господство пролетариата, уничтожение старого, основанного на антагонизме классов буржуазного общества и основание нового общества, без классов и без частной собственности".

Как видите, в это время оба наших героя уже обладают большим идеологическим авторитетом в среде соратников. Сформулированные ими теории начинают побеждать утопические лозунги и идеи. На место абстрактной борьбы за раскрепощение человечества приходят конкретные классовые формулировки. Но не надо считать, что Маркс и Энгельс к тому времени имели большое влияние. В основном оно распространялось на коммунистический сегмент немецких изгнанников, вынужденных проживать за пределами Пруссии.

Также выстраиваются отношения с французскими коммунистами и английскими чартистами, проводятся совместные митинги, идёт очень корректная дискуссия, в которой нет места "узколобому проталкиванию своей точки зрения". Например, по вопросу религии не было никакого фанатизма при взаимодействии с французами, где христианские идеи были традиционно сильны. Энгельс из Парижа писал так:

"Что касается вопроса о религии, то мы считаем его совершенно второстепенным вопросом, который никогда не должен служить поводом для ссоры между людьми, принадлежащими к одной и той же партии. При всем том дружеская дискуссия по теоретическим вопросам вполне возможна и даже желательна, с чем он [Л.Блан] был совершенно согласен".

В то же время произошло решительное отмежевание от "истинных социалистов", которых удалили практически из всех структур. Было выпущено несколько документов, где было зафиксировано, что они не имеют никакого отношения к коммунистам. Таким образом, создана ещё не очень однородная структура, но в целом разделяющая общее мировоззрение. Она уже могла выступать от имени немецких коммунистов, а также оказывать определённое влияние на англичан и французов. Залогом успеха тут стала полноценная теория, которую, впрочем, ещё нужно было донести до большей части членов Союза. Необходим был большой массив теоретических текстов, позволявших вести пропаганду среди рабочих. "Манифест коммунистической партии" стал той основой, которая дала возможность начать планомерную позитивную политическую и агитационную работу по распространению коммунистических идей Маркса.

Продолжение следует...


promo hellboy_unfeel august 11, 2014 15:19 317
Buy for 10 tokens
В выходные не было времени писать в блог, но некоторые материалы в сети успел прочесть. Наиболее интересным из них считаю вот этот. Очень хороший анализ того, как сетевое патриотическое сообщество постепенно превращается в типичных майданщиков. "Чуждый любого рода рефлексий"(с)…

  • 1

Истинные социалисты чего хотели?

\Энгельс в Париже продолжает критику Грюна в статье "Истинные социалисты". К этому времени ИС уже разделились на несколько школ, действующих в разных частях Пруссии.\

Re: Истинные социалисты чего хотели?

Я писал об этом немного ранее, в другой заметке https://hellboy-unfeel.livejournal.com/222907.html

  • 1
?

Log in

No account? Create an account