Кривошеин Александр (hellboy_unfeel) wrote,
Кривошеин Александр
hellboy_unfeel

Categories:

Моцарт "Так поступают все женщины" в Большом театре


Новый театральный сезон 2018-2019 решил начать с оперы. В последнее время меня всё больше и больше затягивает этот вид искусства. Так, еще в августе очень захотелось послушать Моцарта. Просмотрел афиши оперных театров и остановил своё внимание на постановке "Cosi fan tutte" ("Все женщины поступают так"). Новой сцене Большого театра до сих пор я уделял мало внимания. В последний раз я там был на "Тоске" Пуччини еще до открытия Исторической сцены. Сейчас же моё внимание привлёк и сам Моцарт, к которому я отношусь с большим почтением, и список исполнителей, уже знакомых мне. В особенности хотел послушать тенора из Минска Юрия Городецкого, на которого обратил внимание еще в четвёртом сезоне телешоу "Большая опера". Там же, но уже в первом сезоне, я слышал Александра Миминошвили. Ольга Селиверстова выступала на "Большой опере" в 2017 году вместе с басом Савой Вемичем.

Итак, решение было принято и билеты куплены. Оставалось только дождаться 9 октября. С внутренней тревогой я провёл эти месяцы, ведь от Большого театра нынче можно ожидать чего угодно. Как качественных исторических постановок, так и откровенно скандальных произведений вроде "Руслана и Людмилы" и "Нуреева". Тем более когда речь идёт о Новой сцене, которая со времён открытия Исторической является для театра экспериментальной. Но в любом случае ожидание встречи с замечательными артистами и великим произведением перевешивало всю мою подозрительность. Сразу скажу, что опасения в основном оказались напрасными. Мы с супругой увидели действительно хорошее произведение, оставившее о себе положительные эмоции и впечатления.

Оперу "Все женщины поступают так" Моцарта можно отнести к жанру опера-буффа. Сюжет в ней очень не замысловатый: два молодых человека поспорили со стариком-философом доном Альфонсо, что их невесты будут им верны в любой ситуации. Далее молодые люди сделали вид, что уходят на войну, а сами вновь явились к своим возлюбленным уже в образе влюблённых богатых албанцев. Говорят, что прообразом этого произведения стала реальная история, которая насмешила всю Вену еще в конце XVIII века. В конце концов девушки уступают своим поклонникам, причем каждая их них предпочитает не своего замаскированного жениха, а его друга. Заканчивается опера общим признанием и примирением главных героев.

Если воспринимать эту оперу буквально, то сюжет её можно назвать даже не столько примитивным, сколько притянутым за уши. Действительно, очень сложно представить, чтобы девушки могли не узнать своих женихов, пусть даже в других костюмах и с наклеенными усами. Да и непонятно, как родственники и близкие незамужних красавиц позволили кому попало приходить в их дом и свободно там распоряжаться. Впрочем, я никогда не воспринимал это произведение именно так. "Нарезку" арий из этой оперы в исполнении Монсеррат Кабалье, Николая Гедды, Джанет Бейкер я много слушал еще 9 лет назад. Тогда я не интересовался сюжетом, только слушал прекрасную музыку и голоса. Уже в то время мне казалось, что это не только комедия, но и внутренне очень трагичная история. Моцарт не был бы Моцартом, если бы не заложил в сюжет более глубоких мыслей. Трагедия этой истории очень ярко выражена в длинной арии Фьордилиджи "Per pieta, ben mio, perdona". Перед нами открывается настоящая внутренняя драма девушки, чьё сердце разрывается между верностью своему долгу и новыми нахлынувшими чувствами. Смех застревает комком в горле, когда слышишь подобное. А как вам образ дона Альфонсо, упорно разрушающего счастье своих молодых и наивных визави? Есть в нём что-то демоническое, в духе Мефистофеля Гёте.

Что больше всего мне понравилось в данной постановке, так это то, что мысли авторов оказались созвучны моим. Произведение выглядит очень динамично, весело и задорно. Но ближе к концу оно превращается в настоящую трагедию, никакого примирения между героями уже нет, да и как оно может быть? Последние веселыё ноты звучат скорее как ирония над героями, оставшимися в разных частях сцены. Ведь победу в конечном итоге одержала не любовь, дружба, доверие и чистота, а холодный расчёт и подозрительность. На фоне громкого смеха и маскарада герои разочаровались в своих лучших чувствах, они окончательно потеряли что-то такое, что наполняет смыслом человеческую жизнь.

Еще хочу отметить очень хороший подбор актёров-мужчин для этой постановки. Городецкий и Миминошвили прекрасно смотрятся и дополняют друг друга на сцене. Они сами молоды и подвижны, у них хорошо получается показать ту чистоту и задор, которые, на мой взгляд, были вложены в героев самим Моцартом. Возможно, им где-то не хватает силы и чистоты исполнения, но сложно ожидать от молодых исполнителей пения на уровне умудрённых опытом мировых звёзд. Думаю, у этих певцов всё впереди. Ещё хочу отметить восхитительные визуальные находки авторов постановки. Сцена со спящей античной нимфой и Паном была просто великолепна. Очень порадовали маленькие купидончики и фавны, то и дело появляющиеся по ходу действия. Из минусов хотел бы отметить осточертевшие переодевания на сцене, благо создатели не переходили той черты пошлости, которую нынче многие предпочитают не замечать. Складывалось такое впечатление, что постоянные смены нарядов призваны были только заполнить пробелы в действии героев, нужно было заставить их что-то делать и этим скрыть какие-то актёрские недостатки. Если же таким образом режиссёр хотел донести какую-то иную мысль, то, на мой взгляд, он в этом не преуспел.

01.jpg

В итоге я должен сказать, что данная постановка мне понравилась. Авторы сумели показать настоящую драму, скрытую в комедийном сюжете. Моцарт остался Моцартом, а Большой театр в данном случае отнёсся с должным почтением к наследию великого композитора. Хорошая школа для молодых и талантливых исполнителей, которых театр, к моей большой радости, привлекает на свои постановки. Для зрителя же большим подарком является прикосновение к высокому искусству, незамутнённому сегодняшним состоянием нашей культуры в целом.

Tags: action, culture, opera, theatre
Subscribe

promo hellboy_unfeel august 11, 2014 15:19 317
Buy for 10 tokens
В выходные не было времени писать в блог, но некоторые материалы в сети успел прочесть. Наиболее интересным из них считаю вот этот. Очень хороший анализ того, как сетевое патриотическое сообщество постепенно превращается в типичных майданщиков. "Чуждый любого рода рефлексий"(с)…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments